Первородный грех преодолён… Если хочешь

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , .

Не знаю, объясняли ли вы в каком-нибудь из номеров «Логоса» тему первородного греха? Почему он так называется?

Поскольку Ева съела от древа познания, дала плод Адаму и первые люди, как я помню, «увидели, что они наги». Или примерно так. Поэтому многим кажется, что тогда-то они и согрешили, то есть у них впервые произошло соитие. Думаю, тут метафора, какой-то скрытый смысл. Какую истину открыл им запретный плод? Какое знание «засекретил» Господь? Сомнительно, что они были невинны в отношениях, ведь Бог еще до того сказал: «Плодитесь и размножайтесь».

Как этот вопрос трактуется в христианских учениях, кто-нибудь может рассказать? Наверное, было бы интересно. К тому же они – первые предки.

Степанида

 

Священник Александр КРАВЕЦ, преподаватель Якутского духовного училища

kravetsУважаемая Степанида, многие люди, так же, как и Вы, искренне считают: первородный грех заключался в том, что Адам познал свою жену Еву, то есть, говоря современным языком, наши прародители получили первый сексуальный опыт. На самом деле всё гораздо сложнее.

Мы не знаем, почему у Адама и Евы в раю не было детей. По мнению некоторых толкователей книги Бытия, деторождения в Эдемском саду не было из-за небольшого времени пребывания там первых людей. Может быть, по какой-либо другой причине. Но мы должны помнить, что до грехопадения люди находились в возвышенно-духовном состоянии, открывая для себя красоту тварного мира и общаясь с Богом. А это значит, что отношения их вполне могли быть невинными.

В конце концов, Степанида, заповедь ведь была «Плодитесь и размножайтесь!», а не «Предохраняйтесь!» Получается, что, если люди живут в браке, значит отношения у них грязные и порочные? На самом деле и сегодня в отношениях мужа и жены есть святость. Но после грехопадения человеческий извращённый рассудок стал искать в них только удовольствие.

Из Священного Писания мы знаем, что Бог сотворил человека безгрешным. Это подтверждают в своих творениях и святые отцы. Но безгрешность Адама и Евы была неабсолютной, относительной – человек «мог не грешить», а не «не мог грешить». Другими словами, первые люди являлись безгрешными не потому, что по естеству не могли грешить, а потому, что они могли не грешить по свободной воле.

Свободная же воля предполагает возможность как добровольно следовать за Богом, так и уклониться от Него. Наши прародители имели свободу выбора: могли исполнить заповедь Божию и могли нарушить её. Почему же они пошли по второму пути? Ответить на этот вопрос непросто.

Адам и Ева пребывали в состоянии райского блаженства, находясь в постоянном богообщении, которое зависело от их близости к Богу. Они знали это опытным путём. Но первые люди не ведали, что произойдёт, если они отвернутся от Создателя, они не представляли, что такое – ужас богооставленности, который наступит после нарушения заповеди.

Господь Бог предостерегает людей: «В день, в который ты вкусишь от него (дерева познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт 2, 17). Бог Адаму в раю дал такую заповедь, чтобы с самого начала ему показать: для человека самым главным в жизни является ДОБРОВОЛЬНОЕ и полное послушание Творцу, поскольку богоподобное совершенствование возможно только тогда, когда человек свою волю соотносит с волей Божией. Вот почему за нарушение заповеди Господь угрожает смертью, точнее, предупреждает о ней: Он знает, что отступление от воли Божией – смерть для души и тела человека.

«Сотворённое Богом, оно (тело) было безгрешным, бесстрастным, а тем самым и свободным от болезней, страданий и смерти», – объясняет святитель Иоанн Златоуст. С такой душой и с таким телом человек мог беспрепятственно и радостно достичь цели жизни, которую поставил перед ним Бог – обожения. Уподобляясь Богу через стяжание добродетелей – веры, надежды, любви, милосердия, кротости… – мы переживаем блаженство, которое увеличивается по мере совершенствования (См.: Мф 5).

Тертуллиан образно называет первый закон, преподанный в раю нашим прародителям, «матерью всех прочих заповедей Божиих». Он пишет: «В законе, данном Адаму, находим прикрытыми все заповеди, впоследствии объявленные через Моисея, как то: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6: 5); «…Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19: 18); «Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20: 13, 15, 16); «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх 20: 12); «Не желай… что есть у ближнего твоего» (Втор 5: 21)… На самом деле, если бы Адам и Ева любили Господа Бога своего, они не поступили бы против Его заповеди; если бы любили ближнего, то есть друг друга, они не поверили бы навету змия и не убили бы непосредственно после этого себя, потеряв бессмертие нарушением заповеди; они бы не совершили кражи, вкусив тайно от плода дерева и стараясь скрыться от лица Божия; они не стали бы соучастниками лжецу – дьяволу, поверив ему, что они станут, как боги; наконец, если бы они не возжелали чужого, они бы не вкусили от запрещённого плода».

28_2001_5_2

Большинство учителей Церкви считают, что дерево познания добра и зла в раю было обычным древом, кстати, нигде не сказано, что яблоней или иным другим конкретным видом, поскольку это не принципиально. Священное Писание назвало его «деревом познания добра и зла», говорит святитель Иоанн Златоуст, «не потому, что оно сообщало такое познание, а потому, что через него должно было совершиться нарушение или соблюдение заповеди Божией». То есть Адам и Ева познали на опыте, какое добро содержится в покорности, и какое зло – в противлении воле Божией.

Мы должны помнить, что мир, в который вошли первые люди, уже знал падение ангелов, поэтому в нём были возможны соблазн и искушение. Библейское повествование ясно показывает, что змей был первой, главной, творческой причиной падения наших прародителей и, таким образом, изобретателем, инициатором, творцом греха и зла в видимом мире. Точнее, не сам змей, а сатана, говорящий его устами. Происхождение зла и греха – в дьяволе; отсюда всякий грех человеческий, не только первый. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин 3, 8).

Конечно, это не оправдание для Адама и Евы. Сам отклик на соблазнительные слова искусителя уже означает некую ослабленность человеческой воли. Преподобный Иустин (Попович) пишет: «Хотя Ева пала по прельщению сатаны, она пала не потому, что должна была пасть, а потому, что хотела; нарушение заповеди Божией ей предложено, но не навязано. Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение, ибо она участвует в этом и душою, и телом: рассматривает плод на дереве, видит, что он хорош для вкушения, что приятно смотреть на него, что прекрасен ради знания, размышляет о нём и только после этого принимает решение сорвать плод с дерева и вкусить от него. Как поступила Ева, так поступил и Адам. Как змей уговаривал Еву вкусить от запрещённого плода, но не вынуждал её, потому что не мог, так Ева поступила и с Адамом. Он мог не принять предложенного ему плода, но не сделал этого и добровольно преступил заповедь Божию».

Если бы наши прародители хотели, они бы смогли незначительным усилием отвергнуть предложение искусителя, утвердиться в добре и навсегда остаться безгрешными, святыми, бессмертными, блаженными. Они бы могли… не умереть. Ведь слово Божие было ясным: они «умрут смертью», если вкусят от запрещённого плода. Как это должно быть понятно всем нам! Если бы мы хотели, мы бы тоже могли отвергать искушения и соблазны мира, но часто мы не просто не можем этого делать, но именно – не хотим…

Грех Адама и Евы называется первородным, потому что он появился в первом роде людей и потому что был первым грехом в мире человеческом. Поскольку все люди ведут происхождение от общих прародителей, первородный грех перешёл, перенёсся во всех людей (подчеркнём – не вина за грех, а его последствия). Он является наследственным. Получая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность – предрасположенность ко греху.

Первый человеческий грех вызвал тяжёлые и пагубные последствия не только для души и тела людей, но также для всей природы. Наши прародители загрязнили и осквернили своё сердце: оно утратило первобытную чистоту и непорочность, чувство любви к Богу вытеснилось чувством страха перед Ним (Быт 3, 8), и сердце предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. «Человек сотворён по образу Божию и по подобию, – говорит святитель Василий Великий, – но грех изуродовал красоту образа, вовлекши душу в страстные желания».

Грех продолжает уродовать каждого из нас, а через нас – окружающий мир, если мы с ним не боремся. Но разве Вы, Степанида, или я, или наши современники могут это изменить, исправить, преодолеть? Христианство говорит: да. На вопрос «кто же может спастись?» Господь Иисус Христос отвечает: «…Невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18, 26 – 27). Именно ради этого воплотился наш Спаситель, именно ради нашей победы над грехом Он взошёл на Крест, умер и воскрес. Каждый из нас может последовать за Ним, Его путём. Надо только очень захотеть…