От телепузика до сатаниста – один шаг

Авторы:

, и


Званый гость, Самое главное
Темы: , , , , , .

Спешу поделиться радостью

Ещё не истончилась над православным Айхалом благодать Божья от посещения Преосвященного владыки Зосимы. Усилилась она великими праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, началом Великого поста и неизмеримо возросла от присутствия с 22 по 24 марта сего года в Айхале ярчайшего современного богослова России, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакона Андрея Кураева. От всего сердца благодарим мы его за согласие посетить наш северный посёлок. Низкий поклон всем руководителям Айхала, оказавшим помощь Рождественскому приходу в организации его приезда.

Эти дни прошли для отца Андрея, наверное, не столь напряжённо – обычно его лекции проходят в куда более обширных аудиториях. Зато три прямых эфира на радио, встречи с прихожанами, жителями Айхала, старшеклассниками и учителями обеих школ, ПТУ, проповедь в храме – все эти беседы и ответы на волнующие вопросы оставили неизгладимое впечатление в умах и сердцах наших односельчан.

Диакон Андрей побывал в Айхале уже второй раз, и хочется надеяться, что встречи с ним станут для нас доброй традицией и будут нести свет доброй пастырской мысли, давать ответы на вечные вопросы о смысле жизни, вере, надежде и любви, о воспитании детей и взаимоотношениях в семье.

Ирина ГАЛКИНА, Айхал

Посёлок Айхал: Андрей Кураев 

Беседовать с диаконом Андреем Кураевым по телефону – задача и сложная, и простая. Сложная потому, что каждый знает – собеседника нужно видеть, а не только слышать. Да и чтобы достойно выглядеть в разговоре с человеком, у которого десятки опубликованных (и читаемых!) книг и без счёта – лекций по всей стране, неплохо иметь научную степень (чего нет). Просто и приятно потому… потому что это – Кураев!

Какой журналист откажется поговорить с самым известным в стране православным миссионером, пусть по телефону, в промежутках между лекциями и отъездом в аэропорт? Разговор состоялся благодаря помощи отца Владимира Севрюкова, настоятеля храма Рождества Христова в посёлке Айхал, организатора визита отца Андрея.

– Ваш приезд в Айхал планировался на начало марта, а состоялся в конце месяца. Вы задержались из-за какого-то мероприятия?

–  Я ездил в Финляндию. Давно обещал там побывать, сроки несколько раз переносились. Лекции читал и для финнов, и для тамошних православных приходов. Для меня же это была ещё и возможность поработать в уникальной  библиотеке, в которую в царские времена присылали всю литературу.

Поскольку в Айхале нет университета, на лекциях присутствовали старшеклассники и педагоги. Одна из тем, которые затрагивались, православная семья, брак. Состоялась и общегородская встреча в актовом зале одной из школ.

Был замечательный вопрос – школьницы спросили, что я думаю о девочках, которые носят брюки и джинсы? Я ответил: «Меня это очень радует, я вас прошу носить как можно больше брюк, одежду унисекс, потому что в этом случае в вас не будет ничего женского и юноши, которые рядом с вами, будут меньше волноваться, будут видеть в вас товарищей по борьбе, соратников, коллег по работе и ничего больше. Если ещё вы тоннами будете наносить на себя помаду и пудру, а ещё курить – в этом случае в монастырях будет много молодых послушников».

Когда небо становится ближе

– Сейчас обсуждается вопрос о введении в школах предмета «Основы православной культуры». Как Вы думаете, почему эта инициатива встречает противодействие?

– По-моему, тему разговора нужно менять: что будет, если не будет этих уроков? Если то, что есть, будет продолжаться, чем это кончится? Вы сами знаете, что по окончании школы дети уезжают из Якутии в большие города. В больших городах они жить не умеют, во-первых. Во-вторых, они не умеют жить вдали от родителей, как все дети. Если в якутском посёлке он был золотым петушком, то в Новосибирске стал серым воробушком. Естественно, человек теряется. Если здесь он первый парень на деревне, то там первая же сессия показала, что он безнадёжный троечник. Привычный круг друзей теряется, человек не понимает, кто он такой. Он становится предметом охоты, во-первых, со стороны сектантов, во-вторых, со стороны наркомафии и просто всевозможных бригад криминального оттенка. Очень велик шанс в Якутии, особенно у тех, кто трудится в алмазных сферах, потерять своих детей.

Подумайте сами, не страшно ли вам будет стареть среди тех детей, которых вы воспитали без веры? Корыстно ставлю вопрос – вы рассчитываете в преклонные годы жить на то, что положено от нашего замечательного государства? Если да, то тогда, конечно, можете воспитывать детей абы как или вообще их не воспитывать. Но если вы хотите, чтобы кто-то тепло к вам относился в годы вашей старости, то подумайте, может, уже сейчас нужно позаботиться о том, чтобы нравственная составляющая была в жизни детей?

Процентов 15 всех записок, которые я получал от школьников, – вопросы о сатанизме. Огромное количество вопросов о магии. Мальчики спрашивают про сатанизм, девочки – про магию: привороты, отвороты. Сейчас нет альтернативы, что была двадцать лет назад: или православная вера, или атеизм. Сегодня между этими двумя полюсами – огромное болото, море оккультизма, нового язычества. Это то, что насаждается телевидением, газетами, дешёвыми брошюрками по оккультизму. Поэтому, если вы хотите сохранить в ваших детях культуру мысли и религиозного чувства, давайте её воспитывать. Если этого не будет, мы оставим детей один на один с телеящиком и видеокассетами, и потом вы увидите, какой телепузик был сформировался в ваше отсутствие.

Андрей Кураев в Айхале

– В своих публикациях Вы называете себя «демифологизатором». Каковы самые распространённые мифы о православном духовенстве?

– Самый распространённый миф – попы богато живут. У меня более чем достаточно материала для того, чтобы показать, что это не так. Не нужно путать – это раньше было богатое столичное духовенство, настоятели некоторых петербургских и московских храмов. Было совершенно нищее сельское духовенство, оно таковым остаётся и сегодня. Если в царской России существовало хоть какое-то пособие государства для священников, сейчас и этого нет.

Второй миф – попы неучи. На это могу сказать, что в последние годы огромное количество людей с университетским образованием приняли священнический сан и служат в самых разных местах России.

Третий миф – все попы вымогатели и корыстолюбцы. Здесь выводить всеобщую формулу нельзя. Приведу один пример. Помню первые впечатления, когда приехал в Троице-Сергиеву Лавру не просто туристом, а приглядываться к семинарии. Была осень, октябрь, неожиданно резко похолодало. Я этого не знал и вышел из дома в лёгком плащике. Поскольку заморозки ударили внезапно, электрички тоже не топили, я изрядно задубел, пока доехал от Москвы до Загорска. Захожу в семинарию, сижу внизу, жду, пока подойдёт преподаватель, с которым я должен познакомиться. И тут мимо проходит молодой монах, смотрит на меня и как начал меня ругать: «Как ты смеешь в таком виде тут появляться! Почему ты в таком плаще ходишь, такая погода холодная! Сиди здесь, я тебе сейчас пальто принесу тёплое». Прямо скажем – батюшки разные бывают, но не нужно одной краской, тем более тёмной, красить огромный мир людей.

Ещё один миф противоположного характера – все батюшки небожители. Своим личным примером я не могу опровергать миф о том, что батюшки не корыстолюбивы (я не выхожу в зал, чтобы раздавать горстями купюры), но миф о том, что все батюшки святые, я, по-моему, наглядно опровергаю. Иногда вполне сознательно, чтобы показать – мы такие же, как и вы, люди. У нас те же проблемы, во многом то же видение мира, всё, что знаете вы, знаем и мы. Но поскольку мы пришли в церковь, знаем мы и кое-что другое. Не бойтесь нас, подойдите, потрогайте, спросите, не пугайтесь. Я уеду, а вы к местным батюшкам подходите, их спрашивайте.

Беседовала Наталья СОКОЛОВСКАЯ