Студенты выбирают: между выгодой и пользой

Авторы:


Церковь и поколение next
Темы: , , .

В опросе приняли участие 497 студентов разных факультетов Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, филиала Байкальского государственного университета экономики и права, Якутского института водного транспорта.

 

1. При ответе на вопрос «Что было для вас важным при выборе профессии?» мнения студентов распределились так:

29_2011_2_1

Также упоминались: интерес, жажда узнать, что это за профессия, стремление развить свои способности, желание продолжить династию, мечта построить город, возможность получить сразу 2 диплома (СВФУ ПИ), судьба.

 

2. На вопрос «Собираетесь ли вы работать по выбранной специальности?» подавляющее большинство – 398 человек – ответили утвердительно. К ним присоединятся ещё 8 – если найдут работу.

68 респондентов сомневаются. Например, второкурсница филфака пишет: «Скорее, да, но ближе к среднему возрасту, потому что сперва буду стюардессой» (а поступила она по совету родителей и результатам ЕГЭ). «Да, – отвечает студент ФТИ, – но если будет возможность заняться выгодным бизнесом, то нет». Другой молодой человек признаётся, что пойдёт работать по профессии, «если из университета не выгонят». В то же время многие будущие медики уже сейчас подрабатывают в больницах и поликлиниках.

24 студента однозначно будут искать себя в другой профессиональной области.

 

3. В том, что правильно выбрали профессию, твёрдо уверены 316 человек (63,6% опрошенных). 144 (29%) – сомневаются: кто-то больше склоняется к тому, что, скорее всего, «поступил правильно», кто-то не уверен («время покажет», «не попробуешь – не узнаешь»), кто-то после окончания вуза планирует поступить на заочное отделение другого или делает это параллельно с основной учёбой уже сейчас. Полностью разочаровались в выборе 27 человек (5,4%).

 

4. Но готовы ли молодые люди, поняв, что выбор неверен, начать всё сначала? 221 респондент (44,5%) выразили в этом свою уверенность, причём даже некоторые из тех, кто с детства мечтал о выбранной профессии. «Придётся», – обречённо признал студент филфака (не объяснив, почему). Девушки с того же факультета пишут: «Сначала закончу, а потом начну сначала», «Буду получать другую профессию, если позволят средства». «Всё в руках судьбы», – заявляет четверокурсник ФЭИ, уже находящийся на финишной прямой.

49 респондентов (9,9%) колеблются. 170 (34%) – перемен в будущем не желают. Упорный молодой человек из ФТИ пишет: «Я выбрал это и должен стоять на своём!». «Не люблю начинать сначала», – признаётся студент БГУЭП. А два потенциальных филолога даже мысли о смене профессии (которую выбирали по способностям, о которой мечтали с детства) не допускают: «Нет, такого не будет!!!» Подобным образом рассуждают ещё 17 человек.

«Не понял вопрос» будущий экономист (за которого о выборе профессии позаботились родители).

 

5. «Вы выбирали профессию только «для себя» или собираетесь приносить пользу людям?» – спросили мы.

200 человек (40,2% опрошенных) ответили: «Для себя». «Хотел бы приносить пользу людям – пошёл бы в милицию», – цинично иронизирует будущий менеджер из БГУЭП; «Профессия должна нравиться человеку», – считает другой студент.

106 респондентов (21,3%) мечтают приносить пользу людям. «Моя профессия не может быть только для себя, врач обязан помогать», – пишет первокурсница мединститута. Но так, к великому сожалению, рассуждают далеко не все медики; некоторые думали только о себе, руководствуясь престижем и востребованностью профессии врача…

134 студента (27%) отметили «то и другое», двое – ни то, ни другое. Трое учатся для родителей («чтоб родители гордились мной», «родители меня заставили»), 22 – для себя и для семьи. Будущая юристка выбирала профессию «для справедливости», и большинство её коллег мечтают приносить пользу обществу. Правда, одна девушка, которая «просто захотела поступить на юриста» и не уверенная, что это её дело, всё равно будет «работать по профессии вне зависимости от чего-либо, ради денег и образования».

Один студент объяснил: «Помогу другим – и мне будет хорошо». Некоторые мечтают выучиться «для себя и приносить пользу Якутии», «приносить счастье людям», «преобразить культуру производства, получить эстетическое удовольствие от построенных мною зданий; созидать – это для всех».

 

Оказалось, что ответы молодых людей, обучающихся разным специальностям, очень красноречиво отличаются друг от друга, хотя, разумеется, наш опрос не претендует на научность.

Большинство студентов ФТИ уверены, что сделали правильный выбор: ведь они поступали по способностям (технические науки не каждому даются), получат нужную обществу и хорошо оплачиваемую специальность. Среди них практически нет тех, кто руководствовался только результатами ЕГЭ. Будущие строители в основном собираются работать по специальности, точно знают, что это их дело и жаждут быть полезными человечеству.

А вот студенты филиала БГУЭП довольно часто признавались, что их заставили учиться родители.

Легко было отличить будущих экономистов и менеджеров из разных вузов (даже не глядя на «шапки» анкет), так как именно они намного чаще готовы меркантильно стараться «для себя», в отличие от альтруистически настроенных юристов и медиков, желающих «приносить пользу людям».

Многие из тех, кто выбирал профессию по настоянию родителей, по её востребованности на рынке или, руководствуясь результатами тестирования, совершенно не уверены, что занимаются своим делом и по выбранной специальности работать не собираются. Но почему-то мало кто из них готов начать всё сначала («нет, уже будет поздно»).

И, как ни странно, учащиеся 1 курса престижного ФЭИ в большинстве своём не уверены, что это именно их дело, а поступали туда в основном благодаря результатам ЕГЭ и собственным способностям (с помощью которых, видимо, они этот ЕГЭ и сдали).

Что ж, жизнь покажет, во что выльются благие намерения одних и корыстные побуждения других. А мы пожелаем всем студентам найти себя и научиться думать всё же не только о себе, тогда мир станет чуточку теплее, прежде всего, для них же самих.

 

Елена БОНДАРЬ