Для меня особенно сильно прозвучало настойчивое, хотя и очень по-доброму формулируемое желание владыки не обижать людей. Не обижать. Даже если у них тараканы в голове, даже если они совершают с нашей точки зрения нелепые поступки, даже если мы всё это видим и понимаем. Не обижать!
Странные мы, люди, существа. Точно знаем, что умрём сами, что уйдут из жизни наши близкие, дети, внуки, но живём так, словно жизнь не кончится никогда, словно смерти нет. А её и нет. В том смысле, что за гробом начинается иная жизнь, которая напрямую зависит от земной. В зависимости от того, во что и как верит человек (православный он или баптист, мусульманин или атеист, язычник или буддист), каждый по-разному провожает в иной мир своих близких.
Но, как показывает практика, существует море самых нелепых суеверий, которые современный человек почему-то считает православными. Чего только не подскажут вам доброжелатели: и вещички, что покойничек любил, надо непременно в гроб сунуть, и кому-то из родственников (тут инструкции разнятся) нельзя гроб нести, и ремонт в квартире нельзя делать в течение сорока дней, и вещи покойного нельзя отдавать, и вилками на поминках нельзя пользоваться… Сначала у меня было желание собрать все эти «низ-з-зя», чтобы над ними поиронизировать, но епископ Якутский и Ленский Зосима предупредил: «Не стоит этого делать. Ведь у людей горе, и в этот момент нужно быть особенно деликатными, чтобы никого не обидеть, не оскорбить родных, которым и так тяжело». Владыка сказал:
– Надо сразу чётко разделить. Есть церковные правила о том, как правильно поминать – в храме, на кладбище, дома. Они для верующих людей. И есть народные традиции. Во время войны, например, рюмку водки с корочкой хлеба ставили на стол. Где-то хоронят ногами на восток и ставят крест в ногах, где-то крест устанавливают там, где у усопшего голова. Ни то, ни другое – ни хорошо, ни плохо, просто у разных народов, в разных областях по-разному принято.
– Владыко, тогда, чтобы не умножать басни и суеверия, может, лучше Вы расскажете, как провожать в последний путь по-православному? Не будем говорить о том, как не надо. А как надо христианам правильно хоронить, как поминать?
– Церковные православные общепринятые правила, не зависящие от местных обычаев, таковы. Когда человек подходит к порогу жизни, начинает умирать, то родные возле него обычно читают Канон на исход души от тела (в народе он называется «Отходная»). Это не значит, что, если вы прочитаете Отходную, человек обязательно умрёт. Наоборот, я знаю много случаев, когда после прочтения этого Канона умирающий возвращался к жизни. Но молитва всегда помогает человеку, душа которого находится в борении.
Родные стараются пригласить священника, чтобы он смог пособоровать, исповедовать, причастить умирающего. В таинстве соборования прощаются забытые грехи, а если человек умрёт в день Причастия, то, по верованию Церкви, его душа восходит к Богу, избегая мытарств.
– Но вот умер человек. Что делать?
– Надо усопшего омыть и одеть, положить на стол. Одежду и гроб при этом обычно окропляют святой водой. Затем гроб ставится в красном углу, ногами вперёд, чтобы иконы были у покойного перед глазами. Зажигаются свечи, которые на протяжении трёх дней горят постоянно. И начинают читать Псалтирь. Псалмы помогают умершему не смутиться, не испугаться, привыкнуть к новому для себя состоянию, новому миру. Псалтирь читают, как правило, по очереди. Она разделена на 20 кафизм, а те, в свою очередь, на «Славы». После каждой «Славы» читается специальная молитва: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшегося раба Твоего (или рабу Твою)…» Она есть во всех православных Псалтирях. В тот же день надо прийти в церковь и договориться о похоронах. Христианина православного, который всегда ходил в храм, обычно отпевают очно: приносят в церковь накануне похорон, чтобы его душа могла ещё раз помолиться в храме. При этом родственники и близкие по очереди читают Псалтирь, а утром священник совершает литургию и отпевание.
– Помин третьего дня – каков он? Хоронить ведь положено на третий день?
– Обычно так. Но не обязательно, всё зависит от обстоятельств. Когда хоронят, тогда и совершается чин отпевания. Он очень умилительный. Молитвы помогают усопшему обрести «место упокоения». В руку ему вкладывают «грамотку» – разрешительную молитву, составленную преподобным Феодосием Киево-Печерским, и небольшой крест, а на грудь ставят иконочку, чтобы покойный мог молиться перед ней.
– При особых обстоятельствах, когда нет возможности отпеть человека в храме (утонул, например, или умер далеко, там, где нет священника, или некому над ним помолиться), что можно сделать для умершего?
– Тогда совершается чин заочного отпевания. Священник даёт родственникам благословлённую им землю, которой крестом посыпается гроб или могила.
– Но иногда, я знаю, отпевают дома?
– Всё зависит от обстоятельств, но лучше отпевать в храме, ведь для верующего человека церковь – главное утешение.
Потом гроб с усопшим везут на кладбище. Лучше взять с собой батюшку, чтобы он мог у могилы ещё раз отслужить литию, помолиться вместе с родными и близкими.
– Поминки – больной вопрос. Иногда приходится слышать упрёки в адрес православных, дескать, у нас принято упиваться, но мне приходилось бывать на поминках вообще без алкоголя. И хорошо так было, люди за трапезой вспоминали человека – как он славно, честно жил, сколько добра сделал, как шутить любил. А там где надежда на то, что душа усопшего попадёт к Богу, там – радость. Неверующему это, наверное, трудно понять. Но всё же, как поминать положено?
– Близкие собираются вместе, а место покойного по традиции оставляют не занятым. Обязательно на столе на этом месте должна гореть хотя бы одна свеча церковная. Обычно на поминальных столах водка не ставится. Конечно, если очень холодно и люди замёрзли на кладбище, они могут выпить вина или водки, но мы поминаем умершего не стаканом, а добрым словом. Нужно просто встать и поделиться своим воспоминанием о нём. Ведь каждый из нас видел человека со своей стороны. Когда мы делимся личными воспоминаниями, то все собравшиеся начинают узнавать его по-новому – какой он был дома, в семье, на работе, с друзьями… Но это – не тосты, это – воспоминания. Поэтому если люди и выпивают, надо понимать, что выпитая рюмка – ещё не помин. Обычно поминальная трапеза – это блины, кисель, кутья. Но надо чётко различать: есть помин, а есть поминки. Помин – это то, что происходит в церкви. Поминки – наше домашнее поминовение за столом.
– Владыко, с чем связан обычай поминать почившего на третий, девятый, сороковой дни?
– Три дня душа находится на земле, возле нас. Считается, что в это время Ангел Хранитель душу усопшего водит по тем местам, где он жил, грешил, каялся, творил добрые и злые дела. Перед душою проносится вся её жизнь, начиная с раннего детства.
– С этим как-то связаны суеверия относительно необходимости завешивать зеркала? Я знаю, что в домах православных этого не делают. Во всяком случае, никакой мистической подоплёки тут нет, дескать, душа может отразиться?
– Нет-нет, здесь чисто психологический момент. Если у человека умирает кто-то близкий, он постоянно о нём думает, долго не может прийти в себя, и когда идёт по квартире, глубоко погружённый в воспоминания, увидев своё отражение в зеркале, может испугаться.
– А что потом?
– На третий день, после похорон, душа отходит от земли и идёт ко Господу на поклон в Царствие Небесное, где в течение шести дней видит райские селения. Душа пребывает в раю и смотрит, как живут праведники. А на девятый день она снова приводится Ангелом Хранителем к Богу на поклон и после этого ей показывают адские селения, где находятся грешники. Она видит, как и за что люди страдают. На сороковой день происходит суд Божий над душой и ей определяется место или среди праведников или среди грешников.
– Но ведь это не окончательный приговор?
– Конечно, нет. Православная Церковь – собрание верующих людей, которые могут человека вымаливать. У протестантов этого нет. Они считают, что человеческая молитва бессильна. Если умер праведник, значит, идёт в рай, если грешник, то он уже не исправится. Но настоящая любовь не кончается у гроба. Любящий продолжает беспокоиться о человеке и его судьбе загробной. Мы знаем, как Господь, милосердствуя об умерших, сошёл во ад и вывел оттуда всех праведников. Так и наша молитва, особенно когда мы молимся все вместе, имеет великую силу облегчать участь души и после смерти.
В это время в храмах подают записки об усопшем, Сорокоусты заказывают в нескольких храмах или монастырях, чтобы везде молились за дорогого нам человека. Хорошо в это время давать милостыню от вещей усопшего. Можно сразу после похорон раздавать вещи нуждающимся, чтобы они молились об умершем. Ведь милостыня от смерти избавляет и на суде превозносится. Существовало даже благочестивое правило давать милостыню тёплой рукой. Многие праведники сами ещё при жизни всё раздавали, чувствуя приближение смерти.
– Многие стараются делать «что положено» – отпеть, записки подать, милостыню – и считают, что их долг исполнен. Насколько важно молиться самому?
– Если мы действительно любим и дорожим человеком, то наша любовь не даёт его забыть и спать спокойно. Мы будем о нём постоянно помнить. В это время надо стараться поминать человека во время своих утренних и вечерних молитв своими словами или читать краткую молитву об умершем из Псалтири. И до сорокового дня стараться читать Псалтирь за новопреставленного. В записочке в это время тоже обычно пишут перед именем «новопреставленный» или сокращённо «н.п.».
Поминки на девятый и сороковой день происходят так же, как в день похорон. Мы с утра идём в церковь, заказываем панихиду об умершем, хорошо, если присутствуют все родные и близкие этого человека, все, кто любят его. После службы обычно едем на кладбище и молимся там. А потом поминаем дома.
– Бытует мнение, что сорок дней прошло, и всё – на кладбище ходить не надо…
– Это неправильно. В Церкви даже существуют особые дни всеобщего поминовения усопших – Вселенские родительские субботы, когда мы не только в храмах молимся об усопших, но и идём на кладбище, наводим порядок на могилах. Есть город живых, есть город мёртвых, где каждый умерший имеет своё селение, своё место, и мы можем приходить к нему в гости. Издревле считалось, что ухаживать за могилами – одна из высших христианских добродетелей. Не случайно уже над захоронениями первых мучеников-христиан, которых погребали в римских катакомбах, строили храмы, где собирались молиться о них.
– Никольский, Преображенский, Богородский храмы в Якутске тоже на кладбищах были построены?
– Да, много было кладбищенских храмов по всей Руси.
– Что лучше ставить на могиле – памятник или крест?
– Если умер христианин, то, конечно, крест. Когда такой возможности нет, надо постараться, чтобы хотя бы на плите было изображение креста. Ведь крест – хранитель всей Вселенной. И хоронят человека с его нательным крестиком. Он отгоняет всякую злую силу и освящает всё собой.
– Владыко, некоторые считают, что верить в Бога, а тем более, ходить в храм, слушать, чего там священник говорит, чему Церковь учит, – глупо. Это всё – ерунда, утешение для отсталых, особо чувствительных и слабых. Но в то же время эти умные, «продвинутые», уверенные в себе люди имеют такие дичайшие суеверия, что даже призывы к элементарному здравому смыслу кажутся неуместными. Почему современный человек так легко верит во всякую чушь?
– Даже умные и образованные видят, что смерть рядом с нами, что люди умирают и молодые, здоровые, и естественно, задаются вопросом: почему? Если человек живёт одним днём, не думает о Вечности, о Боге, то та область в его голове, в его душе, где должна быть вера в Господа, заполняется суевериями, то есть суетной верой. Свято место пусто не бывает. И если нет веры в Бога, то обязательно появится вера в кошку, перебегающую дорогу, в то, что надо поплевать через левое плечо, постучать по дереву и прочее.
– И потом, это же легче – сорок дней ремонт не делать, чем сорок дней молиться… А хочется же как удобнее для себя любимого.
– Но если мы оказались на чьих-то похоронах и видим, что родные усопшего делают что-то с нашей точки зрения неправильно, нужно проявить максимум любви и такта и очень мягко, если они, конечно, будут готовы нас услышать, подсказать, как надо. Важно понимать, что даже если люди в чём-то ошибаются, они это делают от своего любящего сердца и по незнанию. Мы должны стараться не причинить им лишней боли, а молиться и, по слову апостола Павла, «плакать с плачущими».
Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА