Сколько ликов у красоты!

Авторы:


Званый гость, Самое главное
Темы: , , , , , , .
В христианство входят по-разному. Многим красота православия открывается постепенно, иным сразу. Но легче, наверное, тем, кто способен видеть, слышать, воспринимать то, что красиво. Алегра Милиевна Малеванчук (в крещении Текуса) всю свою жизнь посвятила детям. Детский библиотекарь, она и сейчас щедро делится с ними своими знаниями и любовью к литературе, к миру, к людям, а теперь и к Богу. Любя прекрасное, она не могла не полюбить красоту храма, красоту богослужения, красоту Христа.

…Так что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Когда мне было года три-четыре, я часто перелистывала книгу, которая тогда принадлежала моим двоюродным сёстрам – «Избранное» А.С. Пушкина, 1937 года издания. В ней меня привлекал дивный портрет Натальи Николаевны Пушкиной художника В.И. Гау. Это была такая красота! В те времена, когда и одежда была другой, и книги не всегда иллюстрировались, она казалась просто небесной. Гау сумел передать гармонию душевной красоты и редкого земного обаяния. Я и Пушкина-то полюбила после того, как полюбила Наталью Николаевну.

Портрет Н.Н. Пушкиной. В. И. Гау, 1843

Портрет Н.Н. Пушкиной. В. И. Гау, 1843

Считаю, что мы, грешные, Горний мир постигаем постепенно, идя к нему от красоты. Это так точно передают строки стихотворения Мережковского «Бог»:

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм, –
И ночь, и волны, и зарю…
Пускай мученья мне грозят,
Благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг,
О чём мне звёзды говорят…
Везде я чувствую, везде,
Тебя, Господь, – в ночной тиши,
И в отдалённейшей звезде,
И в глубине моей души.

В словах этих суть познания мира. Мы идём по земле, созерцая её красоту. Мы, наверное, и добрей становимся, познавая неповторимость окружающего. Это Господь мир создал по Доброте Своей и Любви, а человек, уверена, идёт к высокому от красоты. Сама я так пришла к Богу. Бабушка наша была глубоко верующей, и мы с сестрой до четвёртого класса повторяли за ней «Отче наш», пока мама не принесла большой красочный альбом «Вселенная» Воронцова-Вельяминова. Вот тогда мы, недоросли, и засомневались: «Что там, в небесах?»

Слава Богу, атеизм наш проявлялся лишь в домашних дискуссиях с бабушкой – прости нас, дорогая Лукия Савельевна!.. Шли годы. Один за другим уходили из жизни мои близкие и горячо любимые. Тогда я стала часто ходить на кладбище, сначала с мамой, и не очень охотно. Но со временем – с радостью, какую ощущаешь в стихотворении Бунина «Свет незакатный»:

Там, в полях, на погосте,
В роще старых берёз,
Не могила, не кости –
Царство радостных грёз.
Летний ветер мотает
Зелень длинных ветвей –
И ко мне долетает
Свет улыбки твоей.
Не плита, не распятье –
Предо мной до сих пор
Институтское платье
И сияющий взор.

Лукия Савельевна Лобанова-Полицинская

Лукия Савельевна Лобанова-Полицинская (бабушка Алегры Милиевны Малеванчук)

Удивительные, точные, прекрасные слова. Они о нетленной красоте души человека. Вот эта красота и память о дорогих постепенно привели меня в храм. Приходила я туда и радовалась: как славно, что застала то середину, то хотя бы конец службы. А после, без преувеличения, потрясающего по силе богослужения «Плач Богородицы», которую вёл архиепископ Герман вместе со священниками (это такая благодатная красота, которую словами не передать), я, крещённая в младенчестве, пошла на первую в своей жизни исповедь.

Красота в храмах наших – дивная. А красота Господа видна в иконе. Но среди многих есть одна, та, что являет неземной лик Спасителя – Лик Бога, каким Он пришёл ради нашего спасения на землю. Этот облик был такой силы, что навеки запечатлелся на плащанице, в которую ученики завернули снятого с креста Иисуса Христа. Я всё думала, почему даже ученики не узнали Его после Воскресения? Теперь поняла: потому что произошло Его Преображение. Неповторимое, небесное сияние от Него исходило. Не знаю, какими словами это выразить. Это такая красота была, кротость и такая любовь, что они его не узнали. Трудно смотреть на эту икону без трепета, а часто – без слёз. Пожалуй, лучше всего это высказал К. Бальмонт:

Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

Написано в 1893 году, а строки – современны.

Красота многообразна: красота мира, сердца человеческого, красота Любви Господа к нам, Его созданиям. Такой мир создал Господь, что не полюбить его невозможно. Любя этот мир, мы даже не представляем, как же прекрасен Тот, другой – мир Горний. Если здесь – диво (пока человек сам не разрушает его), то какая же Там красота!

Алегра Милиевна Малеванчук

Алегра Милиевна Малеванчук

Подобно другим, я знаю немало красивых людей. Просто зачастую истинная красота бывает неброской, но, приглядевшись, нетрудно разглядеть её в глазах, словах, поступках тех, кто рядом. Жаль, что часто её затмевает псевдокрасота, «красивость». Подлинная красота – в гармонии. Чтобы всё в ладу было – и взгляд, и речь, и поведение. Об этом и стихотворение поэта «золотого» XIX века Якова Полонского «К портрету Лопухиной».

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданье – тень любви и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…

Недавно привозили святые мощи княгини Елисаветы Фёдоровны и инокини Варвары. Какое это было чудо! На памятной службе в Преображенском храме служило много священнослужителей из разных уголков нашей епархии, и я ещё раз подумала: какое счастье, что у нас такие чистые, прекрасные священники, дьяконы, иподьяконы, алтарники! Это такое было благоухание красоты и святости!

Только общими усилиями и вдохновенной службой – и праздничной и повседневными – можно вызвать в душах прихожан радость сознания того, что ты православный христианин. Грешный – да, но думающий о душе своей. А сколько у нас добрых, хороших, именно красивых прихожан! Хотя прихожанок больше. Но особенно радуешься, видя в храме светлые детские лица, когда такая, как я говорю, «мелочь» причащается! Возле такой красоты побудешь и сам становишься, пусть на короткое время, но лучше.

А бессмертное Евангелие! Читаешь Священное Писание, и, принимая Слово, каждый раз думаешь: как такой свет, красоту можно воплотить в словах. Или вот, когда я Иоанна Златоустого прочитала (на современном русском языке) – это было упоение.

Есть два пути к Господу: через покаяние и через восхищение. Нередко приходим мы к Нему, восхищаясь, а после, уже осознаём, мягко говоря, своё несовершенство. Прочитаем современного нам митрополита Антония Сурожского, великих святых, подобных Иоанну Кронштадтскому! Вслушаемся в проповеди, которые произносятся на службах! Мы восхищаемся боговдохновенным словом, а значит, приподнимаемся вверх.

Однажды владыка Герман сказал: «Послушайте моё убогое слово». Я была так расстроена, у него никогда убогого не звучало! Потом подумала, это значит «у Бога, рядом с Богом». А архиепископ наш возразил: «Нет. Это я в прямом смысле сказал». Разве этот искренний ответ не говорит о душевной красоте его высокопреосвященства? Вот уж поистине красота и такая мощь духовная, какая только и могла поднять из руин нашу епархию.

Владыка Герман. Пасхальное богослужение

Владыка Герман. Пасхальное богослужение

Конечно, с помощью и трудами всех наших священников и диаконов. Как вдохновенно служат они, как поют! Ведь у них не только прекрасные голоса, у них души прекрасные поют! Какие проповеди они читают. А хор наш! Его иногда без слёз слушать трудно. Когда по субботам служится заупокойный молебен, и поют: «К тихому пристанищу Твоему…», думаешь: «Как же ТАМ тихо, благолепно!..» У нас радость и горе бывают бурными. А ведь настоящая радость тиха. Подлинное чувство – тихое, незамутнённое. И Господь, по преданию, часто улыбался, но не смеялся. Тихая ровная гладь, наверное, там, в том Царстве, к которому великим благом было бы подойти, хотя бы к краю…

Красоту письменного слова можно найти и в библиотеках храмов. Наша – при Преображенском, небольшая, но сколько здесь дивных книг, журналов. И о святых можно найти материал, и об исповеди, о том, как готовиться ко Святому Причастию, о том, как свою жизнь совершенствовать. Заведует нашей библиотекой юная девушка, студентка Верочка Новикова, кроткая, спокойная. Она и в хоре поёт. Как хорошо с такими людьми быть рядом.

Сегодня мы все думаем и говорим о трагедии в Беслане. Но, оплакивая невинно убиенных, мы поражаемся красоте души даже маленьких детей, помогавших ещё меньшим, чем они сами.

молитва

Красота начинается с духовности. Там, где нет Духа Святого, где нет горнего света, там истинной красоты нет. Хуже того, красота бездуховная может разрушить и самого человека и тех, кто рядом. Так трагична участь Настасьи Филипповны в «Идиоте» Ф.Достоевского. А сколько примеров разрушительной красоты у Ч.Диккенса. Элен в его «Домби и сыне», женщина редкой красоты, но и редчайшей гордыни, разрушает саму себя и свою жизнь. И хотя понимает это, и хотя в сердце её ещё не затухла любовь и нежность, особенно к падчерице Флоренс, тем не менее, она считает, и это так, жизнь свою загубленной гордыней.

А у Л.Толстого в «Войне и мире» рядом с бездушными красавицами не очень красивая Наташа кажется красавицей ослепительной. Её очарование в доброте, светлых чувствах. Высокую красоту души мы находим в рассказах К.Паустовского, повестях А.Грина, сказках Г.-Х.Андерсена. М.Пришвин говорил: вот меня обвиняют в том, что я всё о букашках пишу, о травках, цветочках, а я ведь в природе ищу и нахожу высокие порывы души человеческой.

Я об одном и том же говорю – о красоте духовной. Именно она связывает нас с Господом. И если её нет, то нет ничего. Человек в запале или не ведая, что творит, может возводить хулу на Сына Человеческого, но на Духа Святого – никогда. Духовность – это то, что нас поднимает, возвышает, украшает. И пока жив человек, будет жива и Красота, которую привнёс Господь в мир земной. Красота, которую, как любовь, всем нам необходимо обретать. И беречь.

Подготовила Ирина ДМИТРИЕВА