В воскресенье, 22 августа, и на следующий день, когда отпевали псаломщицу Нину, в Никольском соборе города Якутска творилось что-то необычайное. Люди, которых в Церкви называют «захожанами», заглянувшие просто поставить свечку, спрашивали с изумлением: «А что случилось? Что происходит?»
Прихожане, расстроенные и потерянные, толпились, устремив взор туда, где стоял бледный, с трудом сдерживающий волнение архиепископ Герман. Многие плакали. Даже здоровые сильные мужики не скрывали своих слёз, что уж говорить о женщинах. Держа в руках сырые листочки и книжки, они стремились подойти ближе к любимому архиерею, в надежде получить его благословение.
Владыка Герман отслужил последнюю свою Божественную литургию в качестве архиепископа Якутского и Ленского. Отныне он возглавит Курскую и Рыльскую епархию. Последнюю проповедь любимого архиерея вы можете прочесть в этом номере «Логоса». Но как на бумаге передать срывающийся голос, слова, преодолевающие ком в горле, как рассказать о «Простите меня», произнесённом перед нами – прихожанами – на коленях?
Ну, что такого, казалось бы, происходит? Ведь многие воображают себе Церковь как некое учреждение с жёсткой иерархией. А вы представьте, что главу вашей организации повысили и переводят куда-нибудь в центр России… Вряд ли все (даже если подчинённые его очень уважали, ценили, связывали с ним своё благополучие) – и ведущие специалисты, управленцы, и рядовые сотрудники, и уборщицы с гардеробщицами – объединятся в одном горьком ощущении внезапно наступившего сиротства. Вот именно так переживается православными якутянами отъезд владыки Германа.
Почему? Потому что ЛЮБОЙ мог принести ему своё горе, нужду, печаль, недоумение, радость. И с КАЖДЫМ он, несмотря на своё собственное недомогание, занятость, усталость, разделял всё, что наполняло человеческое сердце. Он нёс (и, убеждена, будет нести вдали от Якутии) на своих сильных монашеских плечах тяготы и нужды многих сотен православных якутян, можно сказать, всех жителей Якутии, независимо от их веры, потому что молится Высокопреосвященный Герман обо всех нас – верующих и неверующих, христианах и язычниках, атеистах и бахаистах.
Однажды, несколько лет назад, сокрушаясь, что в соборе на литургии было совсем мало людей, он сказал с такой силой и убеждением, которые свойственны, пожалуй, только ему: «Я смотрю в пустой храм и думаю: даже если никто не придёт, совсем никто, всё равно я буду молиться. Один останусь, но буду Богу служить». Не его ли молитвами были построены и наполнились прихожанами наши церкви? Чего это стоило архиепископу Якутскому и Ленскому, один Бог знает. Он приехал к нам русым, а уехал седым.
Очень трудно рассказывать о православных людях. О них можно хорошо… разве что после смерти. Наш владыка, слава Богу, жив, и дай Бог ему сил и здоровья на многие и благие лета. Но его отъезд даёт мне не право – возможность немного о нём сказать. Совсем немного. Правды. Тем более, что он уже не сможет мне этого запретить. Хотя, конечно, рассердится. Ну, пусть.
Мы часто судим о людях по внешнему виду, по тому, что способны увидеть. Но, мне кажется, то, что внешние величие и красота этого человека – лишь отражение внутренней сути, всем очевидно. Всякий, кто хоть раз бывал на архиерейском богослужении, слышал его благоговейное молитвенное пение, вдохновенные проповеди, не мог не почувствовать, что во всём его облике, в красивом, проникновенном голосе чувствуется колоссальная духовная мощь, сила Духа Святого, даруемая Господом только тем, у кого чисто сердце и прекрасна душа.
Меня всегда поражало то спокойное достоинство, которое присутствовало в его общении с сильными мира сего. Но ещё больше другое – удивительная доступность архиепископа Германа «простым» людям. С каким терпением выслушивал владыка после долгих служб (не имея возможности даже минуточку отдохнуть, присесть, выпить чаю) жалобы, просьбы, вопросы людей, которые несли к нему своё горе, свои сомнения, свои проблемы с доверием и надеждой. Он сам навещал больных и немощных так, что об этом никто и не знал. Забота его о людях была неподдельной – отеческой, даже тогда, когда он годился человеку в сыновья. Сотни своих прихожан он помнит по именам – и тех, кто оказывал Церкви помощь, и простых бабулек, и младенчиков, и тех, кто живёт далеко от Якутска, в улусах, кого он видел всего лишь раз, но успел полюбить.
Жизнь монаха сокровенна, всё самое главное в ней совершается в тайне, и если даже эта тайна по милости Божией приоткрывается тебе, ты не можешь о ней рассказать. А как бы хотелось! Многие, наблюдавшие гнев владыки, думают, что он очень суров. Но те, кто знает его поближе, понимают, что на нём сбываются слова апостола Павла: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас» (2 Кор. 5, 13). Суровость не мешает, а порой помогает любви подлинной, христианской.
«По плодам их узнаете их», – сказано в Евангелии. А плоды деятельности архиепископа Германа в нашей республике известны. Начав почти с нуля – была только маленькая церквушка в Якутске на ул.Ушакова, – он создал живую епархию. Сорок девять приходов, десятки восстановленных и заново построенных храмов.
Помогали? Да. Но, ЕМУ помогали и по ЕГО молитвам. Сколько замечательных священнослужителей он рукоположил здесь, в Якутске, или привёз с собой из разных регионов России. Владыка очень строго отбирал их, учил быть отзывчивыми, внимательными к людям, и всякий, хоть немного знающий наших прекрасных священников, не может их не любить. По его благословению был совершён новый перевод Евангелия на современный язык саха, а в храмах республики по-якутски зазвучали молитвы.
Но всё же самое главное – в другом. Храмы Господь помогает созидать там, где есть кому в них молиться. Главное, что сделал владыка Герман в нашем крае, это привёл к Богу своим ревностным служением, непостыдной верой, своим пастырским примером, своим вдохновенным словом, своим талантом организаторским, но главное, как бы теперь сказали, своей харизмой, благодатью Божией, щедро изливавшейся на наш край по его молитвам, сотни и сотни людей. Привёл в Церковь, а значит, к спасению.
Как трудно писать, когда не можешь, не имеешь права рассказать то, что знаешь прекрасного о человеке! Многие так же, как и я, могли бы поведать СВОИ истории, связанные с тем, как владыка им помог, как вразумил, как поддержал духовно или материально, как по его молитвам пришло выздоровление или облегчение в болезни, духовное утешение, исправление жизненных неприятностей, как вселял он надежду, укреплял веру, изливал свою любовь. Но искренние и горькие слёзы православного нашего народа всё говорят лучше слов.
Утешаются только одним. В храме слышала я от многих: «Слава Богу, что он у нас был, что служил! Слава Богу! А ведь могли и не знать, что такое настоящая вера, упование на Господа, преданность Матери-Церкви, возвышающая душу красота богослужения, сила молитвы, чудо Евхаристии, очищающая и врачующая Благодать Божия, которую подаёт Спаситель по молитвам своих священнослужителей во время совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования, Венчания…
Многого могли бы мы не знать, просто потому что, если бы не архиепископ Герман, прошли бы мимо – мимо храма, мимо Христа. Мы познали, прочувствовали, что такое архиерейская служба. И теперь нам не страшно остаться без нашего владыки, потому что все мы остаёмся в Церкви, с Богом, под опекой любящих священников. Дай Бог, чтобы новый архиерей был достойным продолжателем всего того, что начал делать его предшественник».
Мы знаем точно, что архиепископ Курский и Рыльский Герман станет молиться за Якутскую и Ленскую епархию, за всех нас. И, конечно, наши молитвы всегда будут поддержкой любимому архипастырю в его святом и таком неимоверно трудном деле – спасать людские души от греха, вести их к Богу.
Кто-то в храме сказал грустно: «Владыка больше не приедет, что ему тут делать?» А я возразила: «Приедет. Приедет прославить преосвященного епископа Дионисия (ведь он так этого хотел)». И подумала: «Господи, каких же прекрасных пастырей посылал Ты на Якутскую землю! Верно, видишь, как чисты сердца людей, живущих в нашем северном крае, видимо, любишь их какой-то особой любовью!»
Давайте не будем лить слёз, ведь наш любимый владыка Герман будет по-прежнему служить Господу. И он приедет. Обязательно! Дай Бог, чтобы его привёл сюда радостный повод. Так давайте молиться о том, чтобы на новом месте служения ему было бы легче, чем с нами!
И ещё. За трапезой, после праздничной службы в храме Преображения Господня, архиепископ Герман с искренней благодарностью вспоминал строителей этого храма, представителей власти республики и города, руководителей предприятий, всех, кто сотрудничал с Церковью, помогал в её нуждах. Он говорил: «Наверное, не стоит ругать наши времена: да, они трудные, но сколько строится и восстанавливается храмов! Сколько людей приходит к Богу. Благоприятное время сейчас». А я подумала, что он, как никто другой, мог бы сказать о себе словами апостола Павла, заменив обращение «Коринфяне» на «якутяне» (2 Кор. 6):
2 … Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.2 Бу сибилигин табыгастаах кэм кэллэ, бу сибилигин – быыһабыл кэмэ үүннэ!
3 Бу толоро сылдьар сулууспабыт сэмэлэммэтин туһугар, биһиги ким да суолугар мэһэйи үөскэппэт буолар туһугар кыһаллабыт;
4 Ол иһин туохха барытыгар бэйэбитин Таҥара үлэһиттэрин быһыытынан көрдөрөбүт: улуукан тулуурунан бары кутурҕаны, кыһалҕаны, эрэйи-муҥу,
5 кырбааһыны-сынньыыны, хаайыыны, мөрөйдөөһүнү тулуйабыт, сыралаһан үлэлиибит, утуйбаппыт, аһаабаппыт.
6 Таҥара дьиҥ үлэһиттэрэ буоларбытын ыраас сигилибитинэн, билиибитинэн, киэҥ көҕүспүтүнэн, үтүө санаабытынан, Сибэтиэй Тыынынан, истиҥ тапталбытынан,
7 дьиҥ кырдьык тылынан, Таҥара биэрэр күүһүнэн көрдөрөбүт. Уҥа да хаҥас да илиибитигэр тута сылдьар сэриибит сэбэ биһиэнэ – кырдьыксыт буолуу;
8 ытыктыылларын да, сэнииллэрин да, үөҕэллэрин-холуннаралларын, хайгыылларын да – барытын тулуйарга бэлэммит. Биһигини сымыйаччылар курдук көрөллөр даҕаны – биһиги кырдьыгы эрэ этэбит.
9 Биллибэппит эрээри, биһигини көрөн билэллэр; өлбүттэринэн ааҕаллар эрээри, көрөргүт курдук, кэм да тыыннаахпыт; накаастыыллар эрээри, өлөн-сүтэн биэрбэппит;
10 хомотоллор эрээри, үөрэ-көтө сылдьабыт, дьадаҥыбыт эрээри, үгүстэри байытабыт; туохпут да суох эрээри, барытын бас билэбит.
11 Коринфтааҕы доҕотторбуот, биһиги элэ-была тылбытын эһиэхэ эттибит, сүрэхпитин эһиэхэ тэлэччи астыбыт.
12 Биһиги дууһабытын эһигиттэн хатаммаппыт эбээт, эһиги биһигиттэн хам хатанаҕыт.
Ирина ДМИТРИЕВА