Благовещение – это радостно или страшно? Кыыс Боҕуруодьусса, үөр-көт!

Авторы:

и


Самое главное, Школа молитвы
Темы: , , , , , , , .

Молитвой можно объясниться в любви

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Странно, да? – что это за молитва такая? Ничего не просим – ни «хлеба насущного», ни даже грехов оставления… Да и не к Христу Богу, к Матери Его обращаемся. Зачем?
Молитва – это наш разговор с Богом, силами Небесными или святыми. Но разве, разговаривая друг с другом, мы всё время чего-то просим? Разве не бывает, что мы просто пытаемся выразить свои чувства, объясниться в любви, заверить человека в своей дружбе и преданности, пообещать ему свою помощь, рассказать о том, как радуемся за него, верим в него? Вот так же легко и естественно ладится разговор с обитателями Небесного Царства у тех, для кого оно, Царство Божие, – уже в этом мире реальность, пусть пока ещё только туманная.

Благовещение Пресвятой Богородицы, роспись Свято-Троицкого храма, город Мирный

Благовещение Пресвятой Богородицы. Роспись в Свято-Троицком храме, г. Мирный

Мама Христа – и только?

Кто-то скажет: «Ну, ладно, Бога славословить – это понятно. Только при чём же здесь земная женщина, через Которую всего лишь (!) Сын Божий воплотился?»

Как вы думаете, случайно благую весть Ангел Господень принёс именно Деве Марии, а не какой-нибудь другой израильской девице? Ну, так его занесло, может быть, ненароком к Ней в гости? Или всё же проще поверить, что родить Сына Божия могла только Дева необыкновенная, особенная, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» (как говорится в другой православной молитве)?

Давайте оглянемся на своих родителей, бабушек и дедушек и вдумаемся, какими же были предки Той, Которая смогла вместить в Себя Слово Божие.

Обстоятельства рождения Девы Марии описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века – «Евангелии Иакова». Оно повествует о скорби благочестивой иудейской семьи – Иоакима и Анны, у которых за 50 лет их жизни в браке не было детей. В народе бесплодие считалось знаком гнева Божия. В один из праздников Иоаким принёс в храм жертву, но священник отказался её принять. Убитый стыдом и горем Иоаким скрылся в горах. Сорок дней и ночей он плакал, постился и молился о даровании ему чада в старости. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду, плакала и молилась, как вдруг заметила гнездо с неоперившимися птенчиками. «Увы! – ещё сильнее воззвала Анна к Богу. – Чему могу уподобить себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты пред Тобою, Господи». Вдруг перед ней явился Ангел Господень и возвестил о рождении дитя: «Имя твоей дочери будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру». Ангел Божий явился и Иоакиму.

Не прошло и года, как в малоизвестном местечке Назарет на свет появилась Та, Которая станет мостом между Небом и землёй, Дверью воплощения, раскрывающейся в рай. Её рождение стало возможно благодаря подвигу веры праведных родителей. Но не только. В родословии Богоматери имелось немало славных мужей Ветхого Завета. Появление в мире чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Якутская девочка в церкви

Фото инокини Ларисы (Зайцевой)

«Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые всю человеческую историю боролись: они боролись за чистоту, за веру и полноту, за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились Ему в истине и послужили Ему со всей верностью, они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того чтобы восторжествовал Бог», – говорил митрополит Антоний Сурожский.

А потом, когда Деве Марии исполнилось три года, согласно церковному преданию, благочестивые Иоаким и Анна привели Её в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет – посвятить вымоленное дитя Богу.
Это большинству из нас понять невозможно: как, почему родители отказываются обладать Той, Которую ждали всю свою долгую бездетную жизнь?! «Разве не думали праведники, что эта Отроковица упокоит их одинокую немощную старость, разве не мечтали и о внуках, которых Бог даст, быть может, ещё понянчить! Разве не понимали они, что, введя Марию в храм, они уже не смогут утешаться Её лепетом, Её лаской? Страшно подумать, сколько веры, сколько мужества, сколько решимости должны были обрести двое стариков, чтобы состоялось это событие, положившее начало тому, что Церковь называет Боговоплощением, тому, что сделало возможным пришествие Сына Божия в наш одинокий мир, что, в конечном счёте, сделало меня и тебя, и всех нас бессмертными!» – восклицает священник Сергий Ганьковский.

Предназначенная стать живым храмом являющегося в этот мир Бога, «она должна была быть особенно чистой, Она должна была быть непорочнейшей во всём человеческом роде за всё его существование, и Она такой была. И для того, чтобы эту вышеангельскую чистоту сохранять, чтобы эту поразительную святость, в Ней пребывавшую, ограждать самими ангельскими силами, Она вводится во храм, отделяясь от греховного мира», – объясняет протоиерей Всеволод Шпиллер.

Никакого произвола

И всё же, может, правы те, кто утверждает, что молиться можно только Христу? Стоит ли верить преданию христиан? И разве не сказано в Евангелии: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»? Про Богоматерь там, вроде бы, ничего подобного не написано. Но так ли?

Икона Пресвятой Богородицы

Фото Сергея Долгих

Если вчитаться в Священное Писание внимательно, то окажется, что слова молитвы, которую мы называем «Песнь Пресвятой Богородице», взяты именно оттуда. Как повествует апостол Лука в 1-ой главе своего Евангелия, так обращался к Пречистой Деве Ангел Господень, так приветствовала Её праведная Елисавета, носившая под сердцем будущего Крестителя Господня Иоанна Предтечу:

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды


28 Аанньал Кини дьиэтигэр киирэн: «Үөр-көт, Үрдүк Алгыстаах! – диэбитэ. – Айыы Тойон Эйигин кытта! Эн дьахталлартан алгыстаахтарынаҕын!»*
29 Мария Аанньалы көрөн, кини тылыттан симиттэн, бу эҕэрдэни хайдах да быһаарыан булбатаҕа. 30 Аанньал эппитэ: «Мария, куттаныма! Эн Таҥара үрдүк алгыһын ыллыҥ: 31 Эйиэхэ оҕо үөскээн Уолу төрөтүөҥ, Киниэхэ Иисус диэн ааты биэриэҥ. 32 Кини улуу буолуоҕа, Үрдүк Таҥара Уола диэн ааттаныаҕа, Айыы Тойон Таҥара Киниэхэ өбүгэтин Давид бүрүстүөлүн биэрэн 33 үйэлэр тухары Иаков удьуордарын баһылыаҕа, Кини Саарыстыбата муҥур уһуга суох буолуоҕа».
34 Мария Аанньалга: «Хайаан оннук буоларый, Мин эрим суох эбээт?» – диэбитэ.
35 «Эйиэхэ халлаантан Сибэтиэй Тыын түһүөҕэ, үрдүк Таҥара Күүһэ Эйиэхэ сайыаҕа, – диэбитэ Аанньал. – Онон Эн төрөтөр Сибэтиэй Оҕоҥ Таҥара Уола диэн ааттаныаҕа. 36 Бэл диэтэр аймаҕыҥ Елисавета, оҕото суох дэнэр бэйэтэ, кырдьан баран уол оҕону көтөхпүтэ алтыс ыйыгар барда. 37 Таҥара кыайбатаҕа диэн суох».
38 «Мин Айыы Тойон кулутунабын. Эн эппиккинэн буоллун», – диэбитэ Мария. Аанньал Киниттэн барбыта.
39 Ол күннэргэ Мария бэрт тиэтэлинэн Иудея хайалаах өттүгэр баар куоракка аттаммыта. 40 Кини Захария дьиэтигэр киирэн Елисаветаны эҥэрдэлиир 41 саҥата иһиллээтин кытта, Елисавета иһигэр оҕото мөхсөн ылбыта, оттон бэйэтэ, Сибэтиэй Тыынынан туолан, улаханнык саҥа аллайбыта: 42 «Эн дьахталлартан алгыстаахтарынаҕын,  сүрэҕиҥ анныгар илдьэ сылдьар Оҕоҥ эмиэ алгыстаах! 43 Бу мин ким буоламмын, Айыы Тойонум Ийэтэ миэхэ тиийэн кэллэ? 44 Эн эҕэрдэлиир саҥаҥ иһиллээтин испэр оҕом үөрэн мөхсөн ылла. 45 Оо, алгыстаах да буоллаҕа Айыы Тойон эппитэ туоларын итэҕэйбит Кыыс!»

*            Эн дьахталлартан алгыстаахтарынаҕын! – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар.

Женщина в храме ставит свечу

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Как чудесно сбылось это пророчество! Более двух тысячелетий ублажают, и молятся, и воздают похвалы Божией Матери христианские народы. Как же не согласиться с великим святителем и учителем Церкви, Григорием Паламой, жившим в ХIV веке, который писал: «Если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни».

Что же тут страшного – родить Сына?

Вообще-то в этой истории, если не ставить под сомнение существование Бога и Ангелов, современному человеку мало что покажется необычным. Ну, подумаешь, родит девушка ребёночка, что за подвиг? Почему богословы говорят, что Благая весть для Богородицы была поистине страшной?

Представьте, Ангел явился юной Деве, да ещё объявил, что она родит Дитя, не познав мужа! Это всё не могло не вызвать не только изумления, трепета, но и страха в душе – как такое могло быть? Понятно, что родить ребёнка не от мужа две тысячи лет назад, в обществе, жившем по строгим религиозно-нравственным нормам (тогда за подобный грех просто забивали камнями), и сейчас, в век, когда, кажется, уже всё дозволено, – далеко не одно и то же. Последнее обстоятельство надо учитывать, безусловно, но есть тут момент неизмеримо более важный.

Деве Марии предстояло родить Бога! Для глубоко верующей души это значило слишком много. Когда мы узнаём о Благовещении, то думаем, как правило, только о той чудесной радости, которая вошла в мир с обещанием о Рождении Спасителя. Её, конечно, чувствовала Пречистая. Но когда Дева Мария говорила «Да», она знала ещё и другое, то, о чём мы думаем редко, и на что указывал владыка Антоний, «о том, что дары Божии всегда трагичны в нашем мире, что ничего не случается великого кроме как ценой сердечной муки и крови человеческой».

Та, что совершенной верой и чистотой, подвигом истинной святости обрела страшный дар – стать Матерью Господней, знала, что, будучи единой духом, волей, сердцем с Сыном Своим Божественным, Ей придётся разделить и Его страдания. (О них особенно явно предупреждал пророк Исайя, предсказав и рождение Девой Сына, а Богородица, конечно, прекрасно знала Священное Писание). Но дело не только в том, что Она всё это понимала.

ДоВЕРие, уВЕРенность, ВЕРность

Священник Сергий Ганьковский спрашивает: «Могла ли Пресвятая Дева ответить Архангелу так: «Я поняла то, что ты сказал, и – согласна»? Если бы так было, если бы дело заключалось в умственном понимании, как бы по-человечески понятно всё это выглядело! «Я понимаю это, и потому с этим согласен», – вот образец рассуждения человеческого, то есть грешного, недоверчивого, иными словами, такого, которое ещё не доросло до веры.

Не таков ответ Девы Марии. «Я – раба Господня», то есть Я не имею Своей воли, Я не желаю жить по Своей воле, Я хочу, чтобы во Мне пребывала и торжествовала, обитала и творчески действовала только одна Воля – спасительная и любящая Воля Божия. Потому что, когда прекращается временное, когда отступает недоверчивость, тогда торжествует вера… Вера – это, прежде всего, доверие, то, что ещё только предшествует вере. Вера, во-вторых, – уверенность, то есть укоренённость, укреплённость в вере. И, наконец, вера – это верность, то есть такой образ жизни, который исключает предательство не только как факт, но как помысел».

Так ли доверяем Богу мы? Так ли мы уверены, что через обстоятельства жизни Господь открывает нам Свой Промысл, ведущий ко спасению? Разве не бунтует, не ропщет большинство из нас ежечасно? Что мы! Какая глубокая вера была у Захарии, отца Иоанна Предтечи – и та поколебалась. Священнику Захарии тоже было возвещено, что у его жены родится сын, который будет велик пред Господом и исполнится Духа Святаго ещё во чреве матери, но он смутился, испугался и усомнился в словах Ангела Господня: «По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».

Божия Матерь ставит вопрос иначе: Как это может случиться со мной – я же Дева? И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает так, что мы видим: Пресвятая Мария полностью отдаёт Себя в руки Божии. Нашлась во всём мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Неё может родиться Сын Божий.

Парадокс: кулут – значит свободна

Слово «раб» в теперешнем словоупотреблении значит – человек, обращённый в собственность ближнего, состоящий в полной власти его, невольник. По-славянски рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому.

В якутском языке слово «кулут» («раб») имело первоначально только негативное значение, но мы знаем, что смысловое поле лексического знака может меняться – расширяться, углубляться и приобретать новые духовные оттенки. Использованное в переводном тексте, слово способно вобрать в себя ту силу и глубину, которую то же слово имеет в оригинале, тем более, если речь идёт о сакральном, церковно-славянском языке. Перевод Евангелия, особенно когда он востребован, неизбежно приводит к одухотворению любого языка.

Интересно, что вначале наши переводчики «кулут» попробовали заменить на «слуга», но одна молодая якутка сказала им: «Вместе с этим словом ушло нечто очень важное. Почему вы боитесь его? Ведь радостно быть рабой, всецело преданной тому, кого любишь, тем более, – Самому Богу, Творцу, любящему нас, людей!» И тогда «кулут» вернулся в текст якутского Евангелия. Стало понятно, что это якутское слово уже впитало в себя смысл, который Пресвятая Богородица вложила в него Своим бытием.

«Воплощение Сына Божия, – подчёркивал митрополит Антоний Сурожский, – с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим… дело человеческой свободы». Святитель Григорий Палама говорил, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.

Богородица всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела согласиться с Господом, довериться Ему до конца. Такую веру можно выковать в себе только подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу и ещё – молитвой к Той, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно взошедшего на Крест для спасения мира.

Кыыс Боҕуруодьусса, үөр-көт, Үрдүк аналлаах Мария, Айыы Тойон Эйигин кытта; дууһабытын Быыһааччыны төрөтөн, Эн дьахталлартан эрэ алгыстаахтара буоллуҥ, ол курдук алгыстаах Эн сүрэҕиҥ анныгар илдьэ сылдьыбыт Оҕоҥ.

Марина ГОРИНОВА,
Саргылана (Саломия) Леонтьева

На заставке фото  протоиерея Сергия Клинцова