«Гадание» и «гадость» – слова однокорневые!

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , .

Часто в минуты сомнений, не зная, как поступить в той или иной ситуации, я прибегаю к гаданию по «книге перемен» (кидаются 3 монетки, и в зависимости от того, как они падают, рисуются гексаграммы). Недавно от моей «продвинутой» в духовном смысле подруги я узнала, что это серьёзный грех. Но когда исповедовалась в нём, батюшка мне ничего такого не сказал. Значит, гадание – это безобидно? Кто же прав? Может, моя подруга сгущает краски? Не православный ли это экстремизм, о котором любит говорить отец Андрей Кураев?    

Елена

Священник Александр КРАВЕЦ, преподаватель Якутского духовного училища

kravets

Александр Кравец

Уважаемая Елена, это не экстремизм, это элементарная техника духовной безопасности. Подруга хочет Вас уберечь от греха, и если бы она этого не делала, то грош цена была бы такой дружбе.

Церковь, начиная с Ветхого Завета и до сегодняшнего дня, всегда считала гадание грехом. Каким бы способом человек этого ни делал (с помощью оракула, «книги перемен», карт Таро, кофейной гущи и т.д., можно перечислять очень долго), попытка заглянуть в своё будущее остаётся грехом.

Если Вы внимательно прочитаете библейские книги «Левит» или «Второзаконие», то увидите, что Господь очень строго относится к разного рода гадалкам, прорицателям и прочим «волшебникам» и называет их занятие вполне конкретно – мерзость. Люди, занимавшиеся такими делами, по закону Моисееву подлежали смерти.

Новозаветная Церковь восприняла эти запреты и подтвердила их на различных соборах, в частности, на VI Вселенском (61-е правило). Конечно, сейчас никто не будет побивать камнями или сжигать на костре «потомственную ясновидящую» (впрочем, Православная Церковь этим никогда и не занималась), но грех остаётся грехом. Если человек не раскаивается и продолжает творить зло, прикрываясь иконами (а так делают почти все гадалки и ворожеи), Церковь отлучает его от своего общения.

То же самое касается и тех людей, которые пользуются подобными услугами. Будьте осторожны, церковные свечи и образа – это всего лишь дьявольский маскарад, которым пользуются приносящие несчастья несчастные колдуны!

Почему гадание является грехом? Да потому, что человек уходит от ответственности при решении сложных жизненных вопросов, боится отвечать за свои поступки и тем самым отказывается от самого главного – свободы, которую даровал нам Бог. Мы привыкли надеяться на случай, на авось, на что угодно, лишь бы не предъявлять счёт самому себе.

Мы очень часто забываем, что духовная жизнь – это долгий и упорный труд, а когда человек не хочет трудиться, он ищет лёгкие пути: ждёт чудес, надеется на «доброго экстрасенса», пытается узнать будущее… Такие дьявольские игры всегда заканчиваются плохо, и неважно – гадаешь ты или ворожат тебе. Магия не может делиться на белую и чёрную, она по определению всегда черна.

27_2011_11-2

Фото: flickr.com

В ветхозаветной истории израильского народа (до времён царя Давида включительно), наряду с другими проявлениями воли Божией – через сны и пророков, был разрешён жребий (1 Цар 28, 6). Речь идёт об уриме и туммиме – особых камнях, которые носил первосвященник на груди. Именно он мог вопрошать Господа и открывать Его волю. Но из Священного Писания видно, что Бога спрашивали только в судьбоносных случаях, касающихся жизни всего народа, а не частных споров и распрей. Из Нового Завета известно, что апостола Матфея избирали с помощью жребия (Деян 1, 21-26). В Русской Православной Церкви в ХVII веке через жребий был избран Патриарх Никон, а в ХХ – священномученик Патриарх Тихон. Но подобные примеры – лишь исключения из правил. И связаны они не с частной жизнью отдельных людей, а с судьбой тех, кто всецело предавал себя в руки Божии ради служения Ему.

К сожалению, история знает много фактов, когда люди, считавшие себя православными христианами, не брезговали и языческими суевериями, и гаданием. Особенно это было распространено в последние века Византийской империи. Так, император Алексий Комнин частенько решал свои сомнения с помощью двух свитков, предварительно подержав их на престоле в храме святой Софии. На мой взгляд, это – кощунство.

Человек всю свою жизнь находится перед выбором между добром и злом, между Богом и дьяволом. Но выбор этот должен делать он сам. Самое лучшее средство в момент, когда нас гложет сомнение, когда мы не знаем, как поступить в той или иной ситуации, – это молитва. Если мы будем больше доверять Всеведущему Богу как своему Небесному Отцу, Который точно знает, что нам нужно, и меньше надеяться на свои немощные силы, то потребность в гадании точно отпадёт. Господь подскажет верное решение. В конце концов, всегда можно спросить совета у мудрого и опытного человека.

А священник во время Вашей исповеди, Елена, не схватился за голову и не разразился гневной тирадой вовсе не потому, что посчитал Ваш вариант гадания «допустимым» злом. Поймите, мы же не прозорливцы, и верим, что христианин, пришедший на Таинство исповеди, действительно раскаивается в тех грехах, о которых рассказывает – Богу, не батюшке! Ведь в противном случае исповедь теряет всякий смысл. Да, священник может сказать: «Прощаю и разрешаю», а Святой Дух – Сердцевед – не простит. И останется на Вашей душе незажившая рана. Вот чего боится Ваша подруга.

На заставке фото flickr.com