Ганс ХРИСТИАНин Андерсен,

Преображенская церковь Якутск: ледяной вертеп
Авторы:


Самое главное, Чистая вода
Темы: , , , , , , , .
Есть такой фразеологизм «Вывести на чистую воду». Он означает: разоблачить кого-либо, поймать на совершении чего-либо запретного, обнаружить тайное, скрываемое от людей. Но отнюдь не всё, что по воле писателя или поэта, «благодаря» цензуре или недостаточной компетентности читателя, было от него сокрыто в литературном произведении, имеет негативный смысл. Часто в замутнённости этой нарочитой или нечаянной прозы и стихотворных строк скрываются от нас истинные сокровища. Именно их авторы «Логоса» пытались вывести на чистую воду, чтобы сделать нашим с вами достоянием.

Сквозь цензуру

В сказке чудо происходит только при невероятных обстоятельствах, которых не бывает в реальной жизни. Нет у тебя волшебной палочки, лампы Алладина, сапог-скороходов, цветика-семицветика – нет и чуда. Правда, случается, что под Новый год в дом забредает настоящий живой Дед Мороз, но дети как-то быстро начинают замечать знакомый красный (ещё с католического Рождества) нос соседа или папины тапочки, а потому вместе с подарками получают первое разочарование и из детства выносят твёрдое убеждение: чудес не бывает. Да и само чудо стараниями взрослых часто воспринимается ребятишками как возможность исполнения материального желания.

Но всё-таки есть чудо в нашей жизни. И происходит оно не только в сказках. Разве не чудо, что родившийся 200 лет назад в маленьком датском городке Ганс Христиан Андерсен живёт вместе с героями своих книг почти в каждом российском доме?

Наверное, любая мама, верующая в Бога, рано или поздно задумывается над тем, что читать ребёнку. Какие же сказки проповедуют христианские ценности – победу добра над злом, но не физической силой, а самым верным оружием: смирением, жертвенностью, терпением, кротостью, отзывчивостью, любовью к людям и к родному дому? Когда я вспомнила о сказках Андерсена, то поняла, что более христианских по духу произведений в этом жанре, наверное, нет. «Дюймовочка», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»… Во всех этих историях герои побеждают зло любовью, приносящей себя в жертву, бескорыстной, сострадательной, верной.

гадкий утёнок Андерсен

Фото flickr.com

Чтобы спасти своих братьев, необходимо голыми руками связать им из жгучей крапивы рубахи, вытерпеть клевету и непонимание, а главное, непрестанно молиться. Чтобы противостоять злым чарам, надо походить на Элизу: «Девушка была так набожна и невинна, что даже колдовство никак не могло подействовать на неё». А для того, чтобы стать лебедем, надо так же, как гадкий утёнок, принять свою внешность: «Слава Богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!»

Даже в том виде, в каком сказки Андерсена дошли до российских читателей, они несли христианскую этику. Да, да, и детские книжки подлежали цензуре. Хотите знать, что скрыли от детей бдительные хранители светской морали? Восстановим некоторые фрагменты.

Русалочка: украденное утешение

«Русалочка», на мой взгляд, много потеряла от сокращения. Я помню детское ощущение глухой скорби и даже отчаянное чувство, вызванное её финалом. «Зачем? Где смысл этих страданий и жертв? Да, принц (не зная этого) обрёл счастье ценой жизни Русалочки, и она… Да, она утешалась тем, что любимому, благодаря ей, хорошо. Но чем это могло быть оправдано? Ничем. Принц счастлив, а Русалка – такая хорошая – погибла». Какой абсурдный и беспросветный конец! Но только не в сказке Андерсена.

«Русалочка полюбила принца и стала расспрашивать у своей бабушки о людях. Та ей ответила:

– Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем… У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живёт вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо…

Русалочка спросила:

– Неужели же я никак не могу обрести бессмертную душу?

– Можешь, – сказала бабушка, – пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою.

А когда принц женился на принцессе, Русалочка не стала морской пеной, а поднялась над ней и увидела бесплотных дочерей воздуха, лёгких и прозрачных. Тело её стало таким же, и она спросила:

– К кому я иду?

Воздушные создания ответили, что к ним.

Ганс Христиан Андерсен

Фото flickr.com

– У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами… Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!

– Через триста лет мы войдем в Божье Царство!

– Может быть и раньше! – прошептала одна из дочерей воздуха. – Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.

Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!»

После своей смерти Русалочка не исчезла, она получила новый смысл своего существования.

Снежную королеву победила молитва

К счастью, эта сказка от сокращения совершенно не утратила своего христианского духа. А началось всё так.

Дьявол смастерил зеркало, в котором доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а негодное и безобразное становилось ярче и хуже. Когда тролли захотели добраться до неба, чтоб посмеяться над ангелами и Творцом, зеркало упало на землю и вдребезги разбилось на миллиарды осколков, которые попадали в глаза и сердца людям. Из их числа был и Кай. На одной из прогулок он решил пошалить и прицепился к саням Снежной королевы. Когда она помчала его за город, мальчик испугался. «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».

Одна Герда, любившая Кая, как сестра, не отчаялась и отправилась на поиски. Она смиренно, без ропота и сожалений принимала каждое обстоятельство, будь то холод, сырость, боль или нападение разбойников. И когда олень уже на севере попросил финку изготовить для девочки питьё, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей, та ответила:

– Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в её милом, невинном сердечке.

ледяная фигура ангел

В саду Снежной королевы навстречу ей вышли передовые отряды королевского войска. «Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец, девочка добралась до чертогов Снежной королевы». Войдя в ворота дворца, Герда «прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Вот так маленькая девочка, вооружившись смирением и молитвой, спасла от смерти своего названного братца.

Вернувшись, Кай с Гердой заметили, что успели за это время сделаться взрослыми. Они сели на стульчики, взяли друг друга за руки. «Бабушка громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!» Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето!»

«Культурная революция» за Андерсена

Одна из передач «Культурная революция» на канале «Культура» была посвящена странной теме: «Сказки Андерсена детям читать не надо». Психоаналитик, которая отстаивала это мнение, говорила, что его сказки злые, поскольку в них говорится о смерти («Девочка со спичками», «Стойкий оловянный солдатик»). Она убеждала, что факт смертности человека нужно скрывать от ребёнка как можно дольше.

сказки Андерсена

Фото flickr.com

Ей возражали (причём, оппонентов было большинство): «Никто не сказал, что смерть ужасна. Она заканчивает жизненный цикл, и конец этот хорош лишь в одном случае – если ты в жизни умел преодолеть, победить зло». Именно этому должен научиться каждый ребёнок в детстве. Андерсен учит тому, что конец временной жизни неизбежен, и значение имеет то, кем ты был: стойким оловянным солдатиком или свиньёй-копилкой.

А ещё Андерсен учит тому, как совершать чудеса. Всё просто: надо только научиться по-детски плакать слезами Герды, плакать над чужим горем, сопереживать. Слёзы, вызванные любовью и сочувствием, вымоют из наших глаз весь сор – эгоизм, гордость, зло, зависть, равнодушие, жадность; и только такими глазами мы сможем увидеть людей и мир настоящими, в их Божественной красоте. Одна слезинка и взрослого ребёнка сможет растопить застывшее сердце любого Кая.

Екатерина СОФРОНЕЕВА

На заставке фото протоиерея Сергия Клинцова