Когда небо становится ближе

Авторы:

и


Званый гость
Темы: , , , , , .

— Что, по-Вашему, чудо? И вообще, играют ли чудеса какую-то роль в жизни верующего человека?

— Я думаю, каждый человек обречён на то, чтобы воспроизво­дить ситуацию своего собственного духовного рождения. У ме­ня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришёл не через чу­деса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сю пору я не склонен ставить чудеса во главе духовной жизни.

Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя её, какой у неё замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-сво­ему. И поэтому чудо не может доказать истинность правосла­вия или христианства.

<…> Главное чудо, которое мо­жет произойти в мире, это не переставление гор с места на ме­сто в буквальном смысле слова,
а переставление «гор своих грехов», пристрастий, привычек. Христос не говорит, «блажен­ны творящие чудеса», но «блаженны милующие». В правосла­вии главное – это изменение твоего внутреннего мира. <…>

Так что истинность православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от кото­рых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются. <…> Например, рокеры. С точки зрения церкви, более отда­ленных от неё людей нет. В массовом церковном сознании су­ществует мнение, что рок – это сатанизм, дебилизм, разврат, наркомания… И вдруг люди, которые этой музыкой живут – Юрий Шевчук или лидер группы «Агата Кристи» – сегодня позиционируют себя как православные. Когда даже из этого мира идут какие-то религиозные токи, это, на мой взгляд, тоже чудо. <…>

— Возникает вопрос, зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

— Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия, встреченности, неодиночества. Путь к встрече не через чудеса пролегает, но чудеса оказывают­ся на церковном языке знамениями того, что эта встреча со­стоялась. Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные.

С одной стороны, Церковь не придаёт большого значения чудесам. Нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-ни­будь неожиданного.

С другой стороны, каждая наша молитва – это молитва о чуде. <…> Но при этом православный человек, когда молится о чём бы то ни было, начиная с того, что «хлеб наш насущный дай нам днесь» и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он, в конце концов, завершает свою молитву неким смягчающим об­ращением: «Впрочем, да будет воля Твоя, Господи».

В этом существенное различие между заговором и молит­вой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духов­ным миром, и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что Тот, к Ко­му он обращается, бесконечно выше его, поэтому человек про­сит, а не диктует Богу свою волю. <…>

— Существуют чудеса, которые, например, признаются и нау­кой, такие, как Туринская Плащаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, когда не признаётся наукой.

— Величайшее чудо – это существование мира, существование жизни человека. И существование жизни признаётся наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса. <…> Видите ли, Бог христиан – это Бог тактичный: Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии не чудесами вытяги­вал веру, но в ответ на веру творил чудеса. <…>

— Может ли человек сам создать чудо, породить его своими пси­хологическими усилиями?

Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости «инстан­ции», творящие чудо. А они опять же различны. Что и проис­ходит во всевозможных сектах. <…>

Беседовал Павел СЕЛЕЗНЁВ

Беседа с диаконом Андреем КУРАЕВЫМ. Отрывки из интервью «Обыкновенное чудо». Журнал «Фома». Печатается по книге «Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?»