Когда в глаза закапывают свет

Преображенская церковь Якутск: Люди в приделе храма
Авторы:


Прямая речь, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , .

Чудо преображения

Герой документального фильма «Попы» протоиерей Сергий Правдолюбов сказал: «Чудо в нашей Церкви совершается в рабочем порядке». Согласна. Ведь любая молитва – это просьба о чуде. И чудо в том, что наши молитвы не безответны. Думаю, каждый христианин сможет поведать множество примеров из собственной жизни, когда нечто совершалось сверхъестественным, то есть чудесным образом. Я не исключение.

Тут можно было бы рассказать и о фантастических исцелениях, и о дивных откровениях, и о чудодейственной помощи в учёбе, житейских, семейных и профессиональных делах, и о сказочных избавлениях во время опасностей, и о промыслительных встречах. Но, на мой взгляд, самое главное чудо – то, о котором и рассказать невозможно, потому что происходит оно в «сокровенном сердца человеке», – чудо преображения.

Это не так всё тривиально: вчера пил, курил, матом говорил, а сегодня уверовал и стал «свят» – бросил вредные привычки и начал исключительно цитатами из Священного Писания изъясняться. Но как показать глубину прощения, любовь, радость духовную, победу над гордыней или унынием, например, и не опошлить это, не исказить? Может быть, только стихами? Простите, своё процитирую, это легче:

Мой дух не знал ни мира и ни меры,
Ум смысл искал, душа алкала веры…
Вращеньем злым судьбы веретена
Спасенья нить была обретена.
И как её сомнением ни рвало,
Она вплеталась в утра покрывало:
Как будто тьму распарывал рассвет,
Или в глаза закапывали свет…

И всё же, пожалуй, я могу рассказать об одном таком чуде, невольной свидетельницей которого однажды стала. Попробую.

 

Что я «такого» сделал?

Протоиерей Михаил Зайцев, который тогда ещё жил в Нерюнгри, направляясь в Чокурдахскую общину, задержался на пару дней в Якутске. Закончив вечернее богослужение в Преображенском храме, отец Михаил вышел на проповедь. Примерно в это же время в храм вошёл молодой человек, которого можно описать одним словом – бомж. Он встал так, что, стремясь увидеть священника, я вынужденно упиралась взглядом в его лицо – пустое и в то же время не нищее: нищий жаждет – этому, казалось, не надо было ничего. Паустовский называл таких людей «пустоглазыми».

Икона Спасителя в храме

Конечно, я не могу сейчас вспомнить дословно всё, что говорил проповедник, ведь прошло много времени. Постараюсь передать лишь основные тезисы, которые произвели на меня настолько сильное впечатление, что я их запомнила (Уже чудо! Многое ли помнится из услышанного год назад?). Чтобы вы могли почувствовать реакцию слушателей, замечу только, что в храме в этот вечер было полно людей с маленькими детьми – одни уже сами могли стоять, ухватившись за подол маминой юбки и папины брюки, других держали на руках.

– Сегодня на богослужении читалась пятая глава Евангелия от Марка, в которой повествуется о потрясающем чуде, сотворённом Христом, – начал отец Михаил. – Спаситель со своими учениками пришёл в страну Гадаринскую.

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 1 – 17)…

Странно, правда? Люди такое чудо своими глазами увидели… и что? Гонят Христа, просят Его уйти вместо того, чтобы позвать к себе, прислушаться к Нему, к тому, что Он говорит, чему учит! Чего же они так испугались? Истины! Им не нужна Истина! Но не так ли поступаем и мы? Ведь мы с вами, в отличие от жителей страны Гадаринской, знаем чудо гораздо большее – Христос воскрес! И что? А ничего. Мы так же гоним Господа от себя, так же не хотим слышать Его Слово. Мы не желаем знать правду – ни о себе, ни о мире, ни о Церкви.

Священник благословляет

Фото Ивана Серкина

– Не согласны? – спросил отец Михаил, услышав поднявшийся в храме ропот. – Тогда скажите, мы знаем, что умрём? В любой момент можем умереть. Знаем? Знаем, что могут умереть наши дети? Но разве мы живём так, будто знаем это? Разве думаем о смерти, разве выстраиваем свою жизнь, сознавая, что в любой момент можем предстать перед Господом? Нет, и нам не нужна Истина, и мы предпочитаем обольщение мира сего, полностью отдаваясь заботам об этой временной и такой скоротечной жизни. И для нас смерть наших близких оказывается неожиданностью и горем, тогда как для христиан она есть последний шаг к Господу (или туда, где Его нет)…

Мы не живём Христом и во Христе, а потом удивляемся, почему в нашей жизни такие проблемы: «Где моё счастье?!» – предъявляем мы, как нам кажется, законные претензии к Богу, не замечая даже, что ежедневно лицемерим и лжём, не доверяем Тому, Кого называем Отцом!

Каждый день, читая молитву «Отче наш», мы произносим слова: «Да приидет Царствие Твое», но когда это Царствие начинает к нам приближаться, пугаемся и кидаемся в дебри своих страстей – отчаяния, уныния, эгоизма. Мы каждый день говорим: «Да будет воля Твоя», но ежеминутно отвергаем эту волю – ропща на посланные Господом обстоятельства жизни. Мы – те, кто по сто раз на дню ошибается, – начинаем учить Бога, Которому открыты все судьбы мира, всё наше прошлое и будущее, тому, что Он должен нам дать для счастья! Абсурд.

Ярче всего это проявляется в отношениях с людьми. Ведь нет человека, который бы присутствовал в нашей жизни не по Промыслу Божию. Для чего тот или иной ближний даётся нам, мы не можем знать до конца: один – для того, чтобы научить нас прощать; другой – чтобы мы научились, помогая ему, бороться со своим эгоизмом, любить трезво и деятельно; третий – чтобы стали щедрее; четвёртый – чтобы избавились от зависти и т.д. Мы же, вместо того, чтобы учить ум и сердце быть Христовыми, всё время возмущаемся, протестуем, осуждаем – власти, соседей, врачей, журналистов, продавцов, жён, мужей, собственных детей и родителей, даже Бога: «За что мне это?! Что я такого сделал?» Так ты разберись, что ты «такого» сделал, а чего не сделал, почему воля Божия о тебе именно такова? В душу свою загляни. Не хотим!

Доверять надо Богу. Без доверия не может быть веры. Без веры – любви. А без любви – христианина. Многие даже не слышали, что главная заповедь Господа именно о любви к Нему и к Его людям. Больше того, многие даже не знают, что Господь любит их.

Подростки в храме

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Вы любите своих детей? Конечно! Жизнь за них отдадите, правда? А разве не это самое сделал Христос? Разве не за вас и вашего малыша Он принял мученическую крестную смерть? Вы любите своего ребёночка. Но насколько же больше любит его наш Бог! Надо довериться Ему. Вот когда малыша вашего что-то пугает, он бросается к маме или папе, обхватывает за ногу, прижимается, тычется в живот – он чувствует себя здесь в безопасности. Ребёнок спокоен – он знает, что его любят и защитят. Точно также каждый из нас должен устремляться к Господу, прижиматься, прислоняться к Нему, доверяя все свои беды и заботы. И верить, верить Отцу, которому мы вверили себя и своих детей в таинстве Крещения. Он любит всех. И нам надо научиться только одному – любви к Богу и людям.

 

Слова, оставшиеся навсегда

Проповедь закончилась, я смотрела на бомжа и видела перед собой другого человека: это было лицо именно Человека – потрясённого, взволнованного, преображённого, одухотворённого. Пока отец Михаил говорил, лицо парня менялось постепенно, на глазах светлело, очеловечивалось, как будто ему «в глаза закапывали свет».

Какое-то время он тихо стоял в стороне, наблюдал, как прихожане, ошеломлённые и в то же время вдохновлённые, подходят к священнику и прикладываются ко кресту. Потом незаметно вышел.

Не знаю, что стало с этим человеком. Вряд ли он оставил свой прежний образ жизни, стал совершенно другим, но уверена, другим он всё-таки стал. И как бы ни сложилась его жизнь, слова, «случайно» услышанные им в храме, останутся с ним навсегда. Как остались со мной. Как, надеюсь, останутся с вами.

Ирина ДМИТРИЕВА

На заставке фото Николая Дьяконова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *