Миссионер по имени «болезнь»

Авторы:


Самое главное, Сахалыы, Справочник неофита
Темы: , , , , , .

4 “… Харахтарын уутун хас биирдии таммаҕын сотуоҕа, өлүү-сүтүү диэн аны суох буолуоҕа; энэлгэн, ытабыл-соҥобул, ыарыы эмиэ сүтүөҕэ. Урукку барыта ааста”.

Сибэтиэй Иоаҥҥа арыллыы. 21 түһ.

14 “…  Дьэ бу үтүөрэн чэгиэн буолан сылдьаҕын… Аны аньыыны оҥорума – оҥордоххуна эйиэхэ итиннээҕэр куһаҕан буолуо”.

Иоантан Сибэтиэй Евангелие. 5 түһ.

 

Безумие пред Богом

o_roman«Хочешь ли быть здоров?» – такой странный вопрос Господь задаёт в Евангелии одному больному (Ин. 5, 6). Причём не обычному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите называть вопрос Христа риторическим.

Сплошь и рядом слышишь о том, что здоровье в жизни – самое главное. Эти слова стали настолько привычными, что даже христианам не режут слух, и многие, поднимая рюмочку «за здоровье», добавляют без доли сомнения: «Остальное купим». Конечно, никому не хочется болеть, и, как гласит народная мудрость, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Кажется, это вещи бесспорные и неопровержимые, но не зря апостол Павел писал, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19).

Если здоровье, действительно, главное в человеческой жизни, то зачем Господь Иисус Христос пошёл на распятие и смерть? Ради чего? Да и проповедь апостолов (одиннадцать из которых погибли) была ведь совсем не о здоровом образе жизни и сытом долголетии. Тем не менее, в Евангелии мы читаем, что Господь во время своего земного служения постоянно исцелял больных и немощных, которые толпами следовали за ним, ожидая помощи. Так в чём же смысл наших болезней и зачем нам даётся здоровье?

 

Расплата за грехи

Прежде всего необходимо сказать, что болезни – следствие грехопадения. До этого их просто не было, не будет и в Царствии Божием: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4). Мы можем видеть косвенное подтверждение сказанному в том, что наши заболевания нередко являются следствием собственных страстей. У пьяниц – свои болезни, у курильщиков – свои, у блудников – свои…

Мы завидуем, психуем, недолюбливаем друг друга, объедаемся, злимся, обижаемся и после всего этого умудряемся сетовать, что «Бог здоровья не дал». Мы сами годами уничтожаем свой организм, тысячелетиями – свою планету, немудрено, что при этом получаем в ответ соответствующие проблемы со здоровьем и экологией. Не случайно Господь после одного из исцелений сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

Ещё в Ветхом Завете через пророка Иеремию было сказано: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30, 15). Поэтому в какой-то мере болезни – естественная расплата за грехи. Однако Господь и то зло, которое мы себе наносим, нередко обращает нам во благо. Особенно это касается наших болячек.

 

mento mori

Прежде всего, они ясно напоминают нам о том, что мы смертны. Болезни – лучшие из миссионеров в нашем мире, они привели к Богу больше людей, чем все проповедники христианства вместе взятые. Именно поэтому в храмах всегда будет больше пожилых, чем молодёжи. Один русский философ (кажется, Розанов) считал, что людям не надо говорить о Господе до сорока лет, потому что их ещё не одолели болезни. Конечно, Церковь не разделяет это мнение, но в нём есть своя правда.

Пока ты, как в рекламе, «свеж и полон сил», редко что заставляет тебя задуматься о Боге и вечности. Кажется, молодость и здоровье будут с тобой всегда, и всё в твоих силах, всё по плечу. С годами розовый оптимизм, как правило, улетучивается. Человек лет после пятидесяти уже начинает понимать, что здоровье – это когда каждое утро чувствуешь боль в новом месте, или, как гласит английское изречение: «Если вам за пятьдесят, вы только что проснулись, и у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли». Недуги и хвори не только заставляют помнить о смерти, они помогают нам и в жизни духовной.

 

Благодарность за… боль

Одна из главных задач внутренней жизни – осознание своей немощи (духовной и телесной), умение возложить всю надежду на Бога, понимание того, что своими силами, без Господа ничего не получится («без Бога ни до порога»). Человек, находящийся в серьёзной болезни, во многом справляется с этой сложной духовной задачей естественным путём, ведь собственный горький опыт – прекрасный учитель.

Не меньшему могут нас научить и болезни близких. Один священник рассказывал мне, что однажды попал в семью, где родители растили сына, уже подростка, с синдромом Дауна. Когда батюшка попытался им посочувствовать, они сказали: «Всё лучшее, что в нас есть, мы имеем, благодаря этому ребёнку. Его болезнь научила нас всему: терпеть, сострадать, смиряться, забывать себя, ухаживать за другими. Она привела нас ко Христу и научила молиться. Мы счастливы и не ищем сочувствия».

Сколько родителей обрели веру потому, что заболели их дети или внуки, одному Богу известно!

 

Талант, за который будем в ответе

К сожалению, часто у нас не хватает мудрости обратиться к Богу, пока всё хорошо. Порой медицинский диагноз убеждает сильнее, чем тысячи слов, что надо идти в храм, надо менять жизнь. Знаю лично несколько человек, которые серьёзно больны и при этом не просят у Бога исцеления: «Поститься не умею, молиться не умею, смиряться не умею, ничего в духовной жизни не получается, так хоть без ропота понесу свои немощи, может, хоть за это Господь помилует!»

Как это непохоже на тех «христиан», для которых «здоровье – самое важное в жизни», на тех, кто готов ради здравия своего тела отвернуться от Христа и пойти к экстрасенсам, к магам, шаманам, бабкам, «лечащим» молитвами: «Авось поможет».

Здоровье – бесценный дар, данный нам Богом, за который придётся давать ответ. Каждый из нас рождается в этот мир с определённым потенциалом талантов, способностей и здоровья, и если мы бездумно растрачиваем себя на то, что ниже нас, на то, что нас, по сути, убивает, то тяжко грешим перед Богом. Здоровье – те самые таланты из евангельской притчи (Мф. 25, 14-30), на которые нужно приобрести другие таланты, ведь телесная крепость даётся нам для доброделания. Поэтому если я прошу у Бога здравия для своего тела, то должен чётко представлять себе, что поменяю в своей жизни в случае выздоровления, ведь тогда жить по-прежнему будет уже нельзя!

Иерей Роман МАТЮКОВ

Фото на заставке: flickr.com