Перед иконой или супом?

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , .

Уважаемая Ирина Александровна, в нашей церкви евангельских христиан учат, что православные занимаются идолопоклонством, когда поклоняются иконам. Это отступление от христианства к язычеству, ведь в Библии чётко сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20. 4 и Вт. 5. 8). Только упрямые люди не хотят этого понимать.

Татьяна.

 Отвечает главный редактор «Логоса» Ирина ДМИТРИЕВА:

– Уважаемая Татьяна, верно, в Ветхом Завете сказано, что люди не должны изображать Бога, Которого невозможно увидеть, не должны придумывать Его зримый образ. Но, как Вы знаете, с тех пор, когда Богом была дана эта заповедь, в мире кое-что произошло, а именно – Господь воплотился в Сыне Своём Иисусе Христе. Люди получили возможность видеть Живого Бога, и с тех пор запрет на изображение ни разу повторён не был.

Это естественно, как и естественно стремление людей запечатлевать видимое в зрительных образах, а слышимое – в образах словесных. Ведь Евангелие – это тоже образ (по-гречески – икона) Бога, только обрисованный словами.

Неужели у тех, кто читал Новый Завет, снова возникает вопрос, некогда волновавший Филиппа, на который Сам Спаситель ответил: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его… Видевший Меня видел Отца…» (Ин. 14. 7, 9).

Я знаю, что протестанты отвергают Святое Предание – бесценный опыт жизни многих поколений людей во Христе – и поэтому не верят, что первым иконописцем был апостол Лука. Но неужели Вы не признаёте тот факт, что Иисус Христос отОБРАЗил Свою икону на Плащанице?

Кроме того, вас, видимо, неправильно информировали. Мы не поклоняемся иконам, мы их почитаем. А поклоняемся только Богу. Седьмой Собор уточнил принципиальную разницу: есть поклонение как всецелое служение – и оно надлежит только Богу, и есть поклонение как почитание, как воздание чести – и оно возможно по отношению к образу. Иначе четвёртая заповедь Моисея войдёт в прямое противоречие с пятой: «Чти отца твоего и матерь твою».

Не знаю, что мешает понять (упрямство или что-то иное?), но мы не идолопоклонники, потому что поклоняемся не доскам, не краскам, не бумажкам (которые тоже, бывает, мироточат). Мы поклоняемся Тому, кто запечатлён с их помощью. Понимаете? Чтим образ и поклоняемся Первообразу.

Когда вы показываете фотографию своих родителей или друга и говорите: «Это мама, это папа, а это Коля», разве вы не понимаете, что изображения на клочке бумаги вовсе этими людьми не являются? И разве, если вы в порыве любви целуете фотопортрет любимого, то поклоняетесь ему как идолу?

Икона для нас – окно в мир невидимый, но открывается оно не всем, а лишь тем, кто правильно к ней относится. Правда, икона может стать идолом, и тогда христианин превращается в язычника. Но это – против нашей веры. Доказательства? А что, вы думаете, делают с иконами, которые приходят в негодность? Их уничтожают. Почему это возможно? Да потому, что в молитве мы обращаемся не к доске, а к Живому Богу. И лишь в той мере, в какой икона помогает нам общаться с Личностью Богочеловека, Его Пречистой Матери или святого, мы её приемлем.

А в том, что образ помогает молиться, вы можете легко убедиться сами, когда, молясь, устремите свой взор не в тарелку с супом, а на Лик Спасителя.