Жадность или Божий глас?

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , .

Как отличить жадность от «разумного подхода» к нуждам ближнего? Мы с женой помогали человеку, находящемуся в крайней нужде, потом ситуация поменялась – у него дети выросли, сейчас они вполне работоспособного возраста, а у нас, наоборот, народились малыши. Но он уже привык к нашей помощи и просто требует деньги, как должное. Мы, после мучительных размышлений, отказали ему в очередной просьбе, мотивируя это тем, что нельзя поощрять иждивенчество взрослых и здоровых людей, но на душе так скверно, потому что кажется, всё равно за всем этим «здравым смыслом» стоит наша скупость.

Василий.

Отвечает Священник Михаил ЗАЙЦЕВ:

Священник Михаил Зайцев

Священник Михаил Зайцев

На душе в таких случаях может быть скверно как от собственной неправоты, так и от переживания столкновения с «нравственными вывихами» других людей. Известны случаи развращения (введение в искушение) человека неразумным подаянием. Милостыня тем ценнее, чем в более нуждающиеся руки она подается. Если у тебя 10 рублей и перед тобой два человека – один три дня не ел, а другому масла мало на бутерброд, кому ты подашь?

Бывает, просто нельзя давать деньги человеку, даже если он просит. Есть люди, которые попрошайничают возле храма, но мы знаем, что на нашу «милостыню» они выпьют спиртное, подерутся, а то и убьют друг друга. Часто просят те, кто привык паразитировать: они могли бы работать, но не хотят, не желают сами решать жизненные вопросы, прячутся за чужими спинами. Дело не в том, что мне денег жалко, просто Бог через мою совесть говорит: «Ему сейчас не надо подавать, это его ещё больше испортит». Я порой на приходе запрещал давать некоторым людям деньги, и в результате они устраивались на работу, становились полноценными членами общества.

А жаден я или нет… Вернее будет определить по собственной готовности войти в нужду ближнего – болит ли сердце за него, есть ли стремление помочь человеку?

Бывают моменты, когда мы жадничаем. Скупость распознать несложно. Святой епископ Феофан Затворник в обличение духовных чад говорил как бы о себе: «Я очень жадный человек, потому что всё, что отдаю другим, отдаю «через жаль». А святитель Иоанн Златоуст советовал, как научиться подавать милостыню: сначала дай то, что хотел выбросить, через какое-то время сможешь поделиться тем, в чём сомневаешься – нужно ли оно тебе, потом легко расстанешься с необходимым, а когда-то отдашь то, без чего не можешь жить. Жалеть можно не только деньги или вещи, но и личное время, нервы, силы. Если человек скуп, то у него сердце сжимается – нет, не отдам, моё, не хочу, почему я?

Судя по всему, Василий далёк от жадности. Уже то, что он ставит перед собой этот вопрос, стыдится своего поступка, говорит – у него сердце живое. Скорей всего, здесь тот случай, когда лукавая доброта требует: «Надо дать». Враг ведь любое, самое благородное дело пытается испортить, в том числе и разумное отношение к людям. А голос разума, Богом диктуемый, говорит: «Такая милостыня на пользу не пойдёт».

Фото на заставке: flickr.com

2 комментария

  1. Очень животрепещущий вопрос.
    Самое интересное, что люди не признающих христианство по отношению к себе, от христиан требуют истинно христианские поступки. Ты обязан как христианин мне подавать, если мне захочется тебя ударить, то ты обязан подставить другую щеку.
    И смех и грех, как говорится, с такими людьми.
    Спаси Бог за ваши ответы на самые трудные ответы.

    • Согласна, Наталья. Хотя, с другой стороны, они же правы! Если христиане не будут жить по-христиански, о чем говорить? Так что станем принимать обличения со смирением и стараться жить по заповедям Божиим.

Комментарии не допускаются.