Экстремальное путешествие через восемь морей – к Богу

Авторы:


Званый гость, Самое главное
Темы: , , , , , .

Владислав Бочковский – известный путешественник и оператор документального кино.

Родился в Якутске в 1950 году. Потомственный казак. Дед по материнской линии был урядником на Бодайбинском прииске. Предки по отцу пришли в Якутию с отрядом Хабарова. Служил в пограничных войсках, награждён медалью «За воинскую доблесть». Женат, имеет троих детей.

Закончил высшие курсы кинооператоров в Москве. Более 500 снятых им материалов были показаны Центральным телевидением в программах «Время», «Вести», «Клуб путешественников». Член Союза журналистов России и Союза кинематографистов Якутии. Дважды лауреат премий журналистов Якутии «Золотое перо», лауреат телефестивалей во Владивостоке, Магадане, Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Якутске.

Работал на якутском телевидении с 1967 года.

Почётный полярник. Капитан яхты «Полярный круг», президент яхт-клуба. Автор более 50 фильмов, в том числе о путешествиях: «К полюсу», «Крещение», «Олёкминский заповедник», «Северное братство», «Мир суровый – мир прекрасный», «Есть только миг между прошлым и будущим».  Прошёл на яхтах восемь морей.

Начальник пресс-службы Якутского казачьего полка. Снял пять фильмов «Казачьему роду нет переводу».

 

– Владислав, как Вы стали путешественником?

– Видимо, не случайно. Мой отец – один из первых туристов в Якутии. Он был директором техникума связи и со студентами в походы по тайге ходил, по речкам сплавлялся. Я в этой среде рос. В классе седьмом-восьмом ещё учился, отец увозил меня с друзьями на какой-нибудь остров, и мы там жили месяцами, рыбачили, загорали, купались. Тогда это не было опасно, как сейчас (столько криминала!).

– А когда начались серьёзные походы?

– В первое настоящее путешествие я отправился в 1978 году на самодельной яхте. Втроём – с капитаном Толей Оглы, Бэном Симокайтисом – пошли до Тикси. Мы тогда первый раз вышли в море, хлебнули там изрядно – попали в отлив, сели на мель…

– Но Вы же не только по воде путешествовали?

– Немного позднее с сотрудниками комитета Госбезопасности я прошёл на лыжах до Охотска по пути преследования Пепеляева. Снимал, естественно. Этот фильм, как и многие другие, был показан в «Клубе кинопутешествий» у Юрия Сенкевича. Один раз я принимал участие в его передаче. Царство ему Небесное!

Серьёзных экспедиций у меня было много – больше двадцати. Одна из самых экстремальных состоялась в 1989 году с известным путешественником Яцеком Палкевичем, итальянцем польского происхождения. Мы с ним до Оймякона на оленях отправились. Средняя температура была – 50°. Если я промерзал, как цуцик, что говорить об итальянцах! Но они молодцы, все прошли, хотя даже каюры первый раз в жизни обморозились. Темп был такой… А они привыкли к размеренному образу жизни. Фильм об этом раз пять в «Клубе» показали и более чем в 20 странах.

Но самое «крутое» путешествие началось в 1989 году, когда я в качестве помощника капитана прошёл с командой великий Северный морской путь – шесть морей от Тихого до Атлантического океана. Впервые в мире этот путь был пройден на яхте именно якутскими яхтсменами. Причём на спортивной яхте, не круизной какой-нибудь, условия были спартанские. Мы прошли маршрут за две навигации. В 1990 году плавание закончилось в Мурманске, к сожалению, яхту там разграбили, и мы её лишились.

– А что в этих путешествиях для вас – самое интересное?

– Само присутствие в необычной обстановке. Поскольку я журналист-оператор, у меня был, прежде всего, профессиональный интерес. Когда идёшь по этим местам, думаешь: как же их наши первопроходцы осваивали?! Я поражаюсь! Гибли они, конечно. Ведь только два коча дошло до Берингова пролива. Кстати, этот пролив неправильно называется. Ведь открыл-то его Семён Дежнёв. Там памятник ему стоит – прямо на мысу. Я снял его, правда, близко подойти не смогли из-за сильной волны.

– Наверное, в опасные ситуации попадали?

– Опасности мы подвергались постоянно. Ведь не было навигационной аппаратуры современной. Только компас. Представьте, яхта деревянная (толщина борта 1-2 см), проходит между льдами, и прямо за кормой они смыкаются. А яхта ведь плавучести не имеет, несёт под собой тяжёлый балласт, который придаёт ей устойчивость. И если получишь пробоину ниже ватерлинии, то спастись просто не успеешь. Конечно, есть спасательный плот и т.д. Но риск ежедневный. Кстати, со всеми ледоколами, которые ходят по Северному морскому пути, мы по радио познакомились. С помощью команды атомохода «Советский Союз» даже отремонтировали мачту.

Однажды в Чукотском море недалеко от мыса Шмидта попали в шторм 40 метров в секунду (150 км в час). Мы шли на двух яхтах, и обе выбросило на берег. Благо, в то время там было полно старательских артелей. Старатели подогнали технику, а без них мы никогда бы не сняли эти судна. Часть народа, правда, решила вернуться обратно в Тикси на одной из яхт. А мы на «Якуцке» продолжили плавание и благополучно пришли в Провидение. Там все «на уши встали». Над нами летали и американские самолёты, и наши, чуть мачту не задевали. Всем интересно было увидеть среди льдов придурков на маленькой яхте.

– Что их так поразило?

– Существует два «крутых» мыса. Самый южный – мыс Горн – находится в 3000 км от Южного полюса. Его множество яхт обошли. Самый северный – мыс Челюскина – в 1000 км от Северного полюса. Мы первые на яхте его обогнули. У нас в городе сотни яхт. А прошли только мы, через десять лет «Апостол Андрей» и ещё две иностранные яхты, насколько мне известно.

Кстати, именно там я поверил в Бога.

– Интересно, путешественники именно в пути часто встречают Бога. Французский яхтсмен Бернар Муатесье, будучи участником кругосветных одиночных гонок, победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, уверенно двигался к финишу и имел все шансы рассчитывать на победу – ему уже готовили торжественную встречу в Англии. Неожиданно он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии. Только через несколько месяцев удалось узнать, почему… Находясь долгое время наедине с океаном и небом, он всё глубже задумывался о смысле жизни, и всё менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь, – деньги, успех, слава. В океане он ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться к обычной мирской суете. Но у вас, я думаю, искушения деньгами не было.

– Какие деньги?! Мы в экспедиции свои средства вкладываем. А что касается славы… В конце века республика подводила итоги своих достижений. В том числе спортсмены были названы лучшие. Нас вообще не упомянули, хотя это достижение даже в мировом масштабе – из ряда вон выходящее. Что уж о Якутии говорить? Олимпиады каждые четыре года можно выигрывать, а наш рекорд уже никто не повторит. Мы отправили все документы в книгу рекордов Гиннеса, хотя знали, что бесполезно, потому что не сообщили о путешествии заранее. Но зато теперь этого рекорда уже не будет. Известно, что мы были первыми.

– Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов говорит: «Только через страдание можно узреть Господа Бога. Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжёлой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться… И только через молитву мне открылся Господь». А как это случилось у вас?

– Я знаком с Фёдором. Он очень верующий человек. Но у меня немного не так произошло. Когда нас штормом выкинуло, льдами не растёрло, я не молился, но уже тогда, скорее, почувствовал, ещё не осознал, что Бог нас спас.

– Молитвами верующих предков, возможно?

– Да. А когда мы шли из Тикси в Мурманск, страшный туман был. Лёд. Всё скрежещет, хлюпает, ветер. Дальше носа яхты ничего не видно. Это ужасно – в океане открытом не видеть, куда идёшь. Я молился, то есть говорил с Богом своими словами. И в самый страшный момент вдруг передо мной туман разорвался и перед глазами появилось светлое пятно. За ним шёл. Такое было не один раз после этого. И я поверил… Хотя молитв не читал, а просто с Богом разговаривал.

– Когда мне жалуются: «Не умею молиться», я отвечаю: «Ты умеешь разговаривать? Значит, и молиться умеешь». А почему многие путешественники верующие?

– Вода – это чуждая человеку среда, там человек, как нигде, понимает, что не всё в его власти, каким бы сильным, умным, мужественным он ни был. От человека, конечно, многое зависит, даже то, что если он не поверит в Бога, не обратится к Нему, значит, не получит помощи… Я не глубоко верующий человек. Пост не соблюдаю, в церковь не так часто хожу. Но нас же всю жизнь от этого отучали. Хотя родители были крещёные, мать «Отче наш» помнила до конца своих дней, но всё равно советская власть очень сильно нас отрывала от Бога. А возвращаться трудно. Тем более, если дома не все к этому стремятся.

– Вы собираетесь ещё путешествовать?

– Да, у меня яхта есть, которую я, можно сказать, благодаря Господу Богу приобрёл. Мне её почти подарили, оснастили. Теперь можно куда угодно идти.

– Кого Вы берёте в команду? Путешественники – особые люди?

– Конечно. Я сейчас даже команду себе не могу набрать на яхту. Народ привык к комфорту, а там холодно, сыро, опасно – «экстрим». Поэтому возьму только православного христианина. Это однозначно. Важно, чтобы человек был надёжный. Умения, профессиональные навыки нужны, но в путешествии ещё важнее – характер, сила воли и большое желание.

Я не встречал путешественника, который бы умещался в обывательские нормы. Но если бы не эти ненормальные, не были бы открыты новые материки и острова, сняты интересные фильмы и уникальные фотографии, написаны увлекательные книги и…

– …даны интересные интервью. Спасибо, Владислав. Храни Вас Господь в предстоящем пути!

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА

 

P.S. Сегодня Владислав Бочковский с товарищами готовит новый и, как всегда, необычный проект. Они хотят дойти до остова Бенета. Там в 1902 году погиб руководитель Русской полярной экспедиции Эдуард Толь. Разыскивать учёного-путешественника вызвался его заместитель, гидрограф экспедиции Александр Колчак. Он на вёсельной шлюпке дошёл до Бенеты, нашёл последнюю стоянку Толя, его документы и вернулся обратно в Тикси. Это беспрецедентный, можно сказать, нереальный случай, ведь Колчак нашёл фактически «иголку в стоге сена» и вернулся обратно, не потеряв ни одного человека.

Двум этим замечательным людям и хотят посвятить своё плавание якутские путешественники. Не случайно одна из яхт называется «Адмирал Колчак». Владислав надеется, что в Якутске найдутся люди, которые поддержат этот грандиозный проект. Ведь его кумир Колчак, замечательный человек и путешественник, так много сделал для освоения Великого северного морского пути и для Якутии.

 

Этапы большого пути:

1978 г. – поход на яхте «Стерх»: Якутск – Тикси.

1979 г. – поход на яхте «Темп» по морю Лаптевых (Тикси – устье р. Анабар-Кесюр). 1980 г. – поход на лыжах: Якутск – Охотск.

1980 г. – поход на яхтах «Темп» и «Заря» – дельта р. Лена, реставрация памятника Д. Лонгу.

1982 г. – сплав на плоту по  реке Олёкма.

1985 г. – сплав на плоту по реке Синяя.

1988 г. – поход на яхте «Якуцк»: море Лаптевых, поиск останков экспедиции Э.Толя (Якутск – Тикси – Новосибирские острова – Тикси).

1989 г. – участие в экспедиции Яцека Палкевича на оленях до Полюса холода (Якутск – Оймякон).

1989 г. – суперпереход на яхте «Якуцк»: Тикси – бухта Провидения.

1990 г. – суперпереход на яхте «Якуцк»: Тикси – Мурманск.

1992 г. – супермарафон на легковых автомобилях: Якутск – Берингов пролив.

1995–1997 гг. – поход на яхте «Полярный круг» по реке Лена: Якутск – Тикси – море Лаптевых.

2002 г. – автотур: Якутск – Полюс холода.

2002 г. – путешествие на яхте «Искра» через два моря: Владивосток – северо-восток Сахалина для изучения и подсчёта серых китов.

2004 г. – плавание на яхте «Полярный Круг» до Полярного круга.

2006 г. – поход на двух яхтах «Полярный круг» и «Адмирал Колчак» в Ледовитый океан (впервые в истории).