«Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!»

23_2009_4_m
Авторы:


Самое главное, Спор-площадка
Темы: , , , , , , , , .

17Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости.

Книга Притчей Соломоновых. Гл. 22

 

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом»

«В здоровом теле – здоровый дух!» Казалось бы, нет ничего абсурднее, чем эта древняя поговорка. Попробуйте, произнесите её, глядя в полные злобы глаза молодцев скинхедовской группировки, качающих бицепсы в тренажёрном зале. Или на соревнованиях по бодибилдингу, среди надутых (в прямом и переносном смысле), часто с помощью стероидов, «манекенов». Или в палате для суицидных больных, многие из которых физически вполне здравы… Много ли здоровья духовного вы обнаружите в лицах «бимбо» – «профессиональных» обитательниц фитнес-залов, у которых в жизни ничего не болело, кроме горла и стиснутой тесной туфелькой ножки?

Почему же тогда этот миф, как заведённые, транслируют и журналисты, и продавцы БАДов, и чиновники всех мастей и волостей, и адепты современных психофизических практик? «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!», – внушают нам «продавцы здоровья» со страниц журналов, с экранов телевизоров, а уж как старается интернет!.. Под этим лозунгом презентуются и «Самовыздоровление от Геннадия Малахова», и астрал с магией, и женский журнал «Cosmopolitan», и всевозможные «целители»…

На самом деле известная пословица принадлежит римскому поэту-сатирику Ювеналу (около 60-140 гг. н.э.). К тому же то ли переведена была неверно, то ли усвоена неправильно.

Одни критики обвиняют переводчиков, выбравших в качестве значения латинского существительного «mens» русское слово «дух», хотя словари дают для него целую вереницу разных значений: настроение, рассудок, ум, разум… «В здоровом теле – здоровое настроение», «…здоровый рассудок»… Ещё смешней!

Вторые считают, что зна­менитый афоризм – не более чем «литературное жульничество», поскольку древнего сатирика просто переврали, он написал не «mens sana in сorpore sano» («в здоровом теле – здоровый дух»), а «Orandumest ut sit mens sana in сorpore sano», что можно перевести как: «Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум» или в более современном варианте: «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!» А в дореволюционном перево­де Д. Гнедовича и Ф. Петровского эта пословица звучит так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом».

Некоторые винят атеистов, якобы лукаво отбросивших вторую часть пословицы, звучавшей на самом деле примерно так: «В здоровом теле – здоровый дух, если упорно молиться» или «В здоровом теле здоровый дух – редкое исключение».

Кто тут прав, кто ошибается, нам судить трудно – в латыни специалисты небольшие, но очевидно, что в словах Ювенала было больше насмешки над культом силы и здоровья в Древнем Риме, чем пропаганды здорового образа жизни.

 

Не все грешники больны, не все святые здоровы

Не подумайте, что мы с Ювеналом имеем что-то против чистки зубов, мытья рук перед едой или занятий физкультурой (не знаю, любил ли движение мой коллега, а я занимаюсь физическими упражнениями регулярно). Но вот насаждаемый в последнее время культ здоровья, пропаганда ЗОЖ вызывают, как минимум, вопросы… Хотя бы к тем ухоженным, накачанным и физически вполне здоровым согражданам, которые тратят на поддержание своей формы столько усилий и времени. А сколько денег!

Что же на самом деле первично в неразрывной связке «тело и дух»? Разобраться жизненно важно, потому что когда эта связь разрывается, человек умирает.

Фото: flickr.com

Фото: flickr.com

Известный английский социальный психолог Майкл Аргайл, анализируя статистические данные (в России подобная статистика не ведётся, свои заключения учёный сделал на основании исследования, проведённого в католических и протестантских странах), пришёл к выводу: чем чаще люди посещают церковь, тем меньше болеют и умирают от различных соматических заболеваний. Однако с рационалистической лупой в руках процессы духовного мира не разглядишь.

Наверное, Аргайл прав, но мы-то знаем, болеют не только и не столько большие грешники, но и великие святые. В своей плоти носил жало апостол Павел, сильно болели и преподобный Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, хворают малые детки, не имеющие личных грехов. И наоборот, подлецы и преступники наслаждаются здоровьем и земными радостями.

Святитель Феофан Затворник писал: «Грех совершается в душе и прямо делает её больной; но так как жизнь тела – от души, то от больной души жизнь нездоровая». Однако не стоит искать прямой связи между нравственно отрицательным поведением и болезнью. Медицинский психолог и религиовед К.В. Зорин подчёркивает, что это занятие таит серьёзную опасность – «соблазн по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его недуг». Епископ Варнава (Беляев) говорил: «Одна и та же болезнь может случиться у одного – за непочтение к родителям, у другого – за воровство; и даже у одного и того же один раз – за один грех, в другой – за иной».

Конечно, есть очевидные цепочки, если, например, человек злоупотребляет алкоголем, то странно было бы ему иметь здоровую печень, однако с православной точки зрения никаких жёстких схем по типу «причина – следствие», «преступление – наказание» не существует, подчёркивает Зорин: «Если бы от каждого содеянного греха люди умирали сразу же, род Адама просто исчез бы с лица земли. Поэтому нередко пути расплаты за грехи завуалированы, опосредованы разными условиями и обстоятельствами, скрыты от человеческого взгляда… Чем более согрешает человек, тем больнее его душа. Но отсюда не вытекает с неизбежностью, что тем больнее становится и его тело. Чем менее согрешает человек, тем более здорова его душа. Но отсюда также не вытекает с неизбежностью, что здоровее становится его тело».

Известно, что святая блаженная Матрона Московская родилась слепой, в семнадцать лет обезножела, понесла столько болезней и своих и чужих – невозможно даже вообразить, и при этом была сосудом Духа не просто здорового – Святого. Тысячи страждущих исцелила она от телесных и духовных болезней своей молитвой.

Люди, действительно верящие, что от здоровья тела зависит их духовное благополучие и всерьёз утверждающие: «Инвалид не может быть счастливым и полноценным, как мы», – вызывают у меня чувство жалости.

Здоровье – слишком хрупкий идол, не стоит его создавать, а уж тем более ему поклоняться. Надо просто жить, не растрачивая этот талант, данный Богом, впустую, но и не зарывать его в землю, стараясь таким образом сохранить. Есть человеческие вещи, ради которых не жалко не то что здоровья – самой жизни.

 

Ирина ДМИТРИЕВА,
инвалид детства 1-й группы

Фото на заставке: flickr.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *