Господь создал врача

23_2009_20b_m
Авторы:


Особая миссия
Темы: , , , , , , , , , , , .

Православный врач – сочетание для нашего уха непривычное. Врачи лечат болезни, религия занимается спасением души, – казалось бы, что может их связывать между собой? Но такая связь реально существует, более того – её отсутствие делает медицину односторонней и даже в чём-то неполноценной.

На вопросы об отношении Православной Церкви к медицине отвечает председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), доктор медицинских наук, доцент ЛОР-кафедры СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики  СПбГПМА, кандидат богословия протоиерей Сергий Филимонов.

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, в чём особенности православного отношения к болезням.

– В отличие от других тварей, человек органично сочетает в себе два мира – материальный и духовный. Разделите их, и человек перестанет быть человеком. В своей земной жизни душа так же нуждается в теле, как тело в душе. В личностной структуре человека Церковь выделяет три уровня организации: телесный, душевный и духовный. В соответствии с ними и болезни подразделяются на телесные (соматические), душевные (психические) и духовные. Но поскольку болезни – это проявление общей греховной повреждённости человеческой природы, такое деление достаточно условно. Медицина облегчает, главным образом, телесные страдания. Душевными болезнями занимается психиатрия, при том, что большинство психиатров даже не признаёт существование души. А ведь есть ещё духовные болезни, при которых страдают и дух человека, и душа, а нередко и тело. К ним относятся грехи, страсти, пороки, отделяющие нас от Бога, например, гордость, тщеславие, гневливость, лень, чревоугодие, блудная страсть. Такие болезни лечатся только под покровом Церкви. Когда здоровый дух повреждается, душа становится одержима нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Понимание этой взаимосвязи отличает православного врача.

23_2009_20b_2

– Должен ли православный больной в процессе лечения подчиняться требованиям официальной медицины или ему позволено искать другие подходы?

– Все врачи работают на основании положений закона об охране здоровья граждан. Эти положения по многим пунктам отличаются от социальной доктрины Русской Православной Церкви в области медицины и биомедицинской этики, в частности, по вопросам экстракорпорального оплодотворения, лечения бесплодия, стерилизации и т.д. Официальная медицина представляет широкий спектр медицинских услуг, которые по некоторым пунктам находятся в противоречии с православной религиозной моралью, другие – с мусульманской или иудейской и т.д. То, что устраивает одних, не подходит другим. Например, сроки беременности, при которых ещё допустим аборт. В христианской традиции считается, что жизнь начинается с момента зачатия, поэтому с этого момента нельзя применять даже абортивных быстродействующих оральных контрацептивов, потому что возникает мини-аборт. Следовательно, верующий человек должен не покоряться любым требованиям Минздрава, а выбирать из них те, которые соответствуют его религиозным убеждениям.

– Расскажите, пожалуйста, о православном отношении к тем направлениям медицины, которые, так сказать, не лежат в её «официальном» русле: гомеопатии, рефлексотерапии, биоэнергетике, йоге и т.д.

– Как православный врач я приветствую любые методы лечения, если они не противоречат православной вероучительной истине. Это гомеопатия (за исключением использования препаратов зарубежных фирм, стоящих на позициях антропософской или аюрведической медицины и враждебных православному христианству), фитотерапия – лечение травами, мануальная терапия, музыко- и цветотерапия (при условии, конечно, что они совершаются профессионально). К иглорефлексотерапии тоже следует относиться положительно, если её проводят, во-первых, врачи-профессионалы, иглорефлексотерапевты, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, а во-вторых, когда процедура проводится в рамках чистой физиологии – на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов биологически активных точек. Никакие мантры или заклинания при этом недопустимы. Любые оккультные, биоэнергетические, экстрасенсорные, магические методы лечения, йога, все методы, связанные с активным внедрением в психику человека (то есть включающие гипноз, самогипноз, внушение, аутогенную тренировку, кодирование и т.п.), для православного христианина запрещены.

23_2009_20b_3

– Как Церковь относится к психиатрии, психологии, психотерапии, которые, судя по названию, тоже имеют дело с душой (психэ – по-гречески душа), как и религия?

– Психиатрия, психология и психотерапия – эти три науки вышли из лона Церкви. В конце XIX века уже обсуждались проблемы пастырской психиатрии, психотерапии, психологии. Рассматривались формы взаимоотношений священнослужителя с пациентами, которые страдают шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и другими заболеваниями. Наиболее крупные душевные лечебницы (они назывались именно душевными лечебницами, а не психиатрическими больницами) находились при самых крупных монастырях и храмах. Там проходило сочетанное лечение – как духовное, так и медицинское. Когда произошла секуляризация и Церковь была запрещена, психиатрия получила сильный толчок как медицинское направление, как наука, но без церковного осмысления. В результате психиатрия до сих пор не признаёт явления нечистых духов, нечистой силы, не признаёт бесоодержимость. Считается, что это различного рода галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные, то, что всё это может происходить на самом деле и что существует потусторонний мир, современная психиатрия отрицает.

– Как соотносятся между собой исповедь и психотерапия?

– Конечно же, в исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент. Священник при проведении исповеди может найти те или иные слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нём уже будет момент рациональной психотерапии. Но психотерапевт никак не может заменить священника, потому что                  исповедь – это не только психотерапия, это прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания, и Бог отпускает ему грехи.

23_2009_20b_4

– Мы часто слышим о чудесах исцеления – по молитве, от чудотворной иконы и т.д. Стоит ли об этом всем рассказывать, сообщать в газете, давать советы болящим, что надо делать?

– Церковь всегда отрицательно относилась к афишированию чудес. Каждый акт чуда требует проверки и перепроверки, чтобы не было всякого рода фальсификаций и т.д. Второе: Господь, когда исцелял, часто советовал исцелённым скрывать этот факт. Обычно, когда происходит исцеление, молящиеся скромно извещают об этом, оставляя цепочки, крестики, украшения свои на самой иконе, и уже другой верующий, подходя потом к иконе, видит, что икона чудотворная. Разумеется, в каком-то своём узком кругу люди рассказывают, что с ними произошло, но чтобы везде звонить о чуде, афишировать и печатать – это нонсенс. Конечно, Бога надо прославлять и благодарить за своё излечение, но разумно, чтобы не было обратного результата.

– А как относиться к рекомендациям от такой-то болезни молиться такой-то иконе или такому-то святому?

– Да, этот подход популярен сегодня, он, так сказать, магический. Хотя, конечно, есть иконы, которые больше помогают при определённых болезнях. То есть та или иная икона, тот или иной святой получают свою особую благодать исцеления. Это известно и даже расписано во многих православных книгах и справочниках. Например, иконе Казанской Божьей Матери рекомендуется молиться при болезнях глаз. Св. Амвросий Оптинский в течение 50 лет практически был обездвижен, и он получил особую благодать исцеления именно при заболеваниях ног. У св. Серафима Саровского был асцит: вся брюшная полость заполнена жидкостью. Из Жития известно, что Божия Матерь прикоснулась к нему, и вся жидкость вытекла, поэтому он имеет особое заступление при подобных болезнях. Примеров можно привести много. Однако в болезни с молитвенной просьбой надо прибегать прежде всего к Спасителю, к Божией Матери, к своему тезоименному святому, Ангелу Хранителю и св. целителю Пантелеимону, а потом уже к тем святым, которые ходатайствуют перед Богом об исцелении той или иной болезни.

– Некоторые верующие отказываются лечиться, ссылаясь на слова св. Серафима Саровского: «Если Богу будет угодно, выздоровлю».

23_2009_20b_5

– Я бы продлил этот тезис: «Если Богу будет угодно, выздоровлю, но к своему выздоровлению приложу все возможные усилия». Жизнь и здоровье – Божий дар, поэтому человек, заболев, обязан побеспокоиться, чтобы его тело, в котором он совершает добрые дела и молится, было в нормальном состоянии. Говорят «моё тело», но тело – это не достояние человека. Оно создано Богом и дано нам «в аренду» на время жизни. Потом душа возвращается к Богу, а арендованное тело – туда, куда ему положено. Поэтому пренебрегать медициной, избегать возможности лечиться, проявлять халатное отношение к своему здоровью – это большой грех перед Богом и перед своими близкими, которые могут заразиться, остаться без кормильца, осиротеть и т.д. Святые Отцы осуждали пациентов, прибегающих только к помощи Божьей, и считали это знаком очень большой гордыни. Потому что человек не пользуется теми средствами, которые создал Бог в природе, то есть лекарствами – минералами, травами, водами, грязями и т.д., и не прибегает к помощи людей, которым Господь дал соответствующее медицинское образование. Об этом мы читаем и в «Добротолюбии», и в 38-й главе книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Людей, которые по их глубокой вере получают благословение духовника отказываться от медицинского лечения и целиком полагаться на волю Божию, очень немного.

1Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его ,2и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. 3Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. 4Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими…9Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. 10Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти Сердце… 12и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. 13В иное время и в их руках бывает успех; 14ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. 15Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!

Книга мудрости Иисуса Сираха. Гл. 38

 

Беседовал Александр ГЕРЦ,

газета «Лечебник» № 19/сентябрь/2004

 

Другие статьи и интервью отца Сергия Филимонова вы можете найти на сайте «Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *