Мы не плохие! Просто грешные

33_2014_4_m
Авторы:


Званый гость, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Подруга признаётся: «Православие пугает меня требованием беспрерывного покаяния. Я и так живу с ощущением своей ничтожности и никчемности. Один сплошной комплекс неполноценности! Психолог посоветовал простить себя, принять, полюбить».

На моё замечание «комплекс – обратная сторона гордыни, покайся – легче будет!» она возражает: «Да как же? Нет во мне гордыни совершенно! Наоборот, вечно себя во всём «виновачу»! А если в собственной душе начну копаться и гадость искать, то стану ещё больше себя ненавидеть!»

Отец Александр, рассудите, кто прав? – задали мы вопрос протоиерею Александру Ильяшенко, настоятелю храма Всемилостивого Спаса, директору и председателю редакционного совета портала «Православие и мир».

 

Возвышающее покаяние 

– Совершенно верно: комплекс неполноценности – проявление гордыни. Есть в русском языке замечательное выражение: «Уничижение паче гордости». Самоедство не имеет никакого отношения к покаянию. Человек сам себя ругает, сам себя ненавидит, и это хуже гордыни явной.

33_2014_4_7

Самообличение – другое совсем: это трезвый взгляд на дурные поступки, которые ты совершил. Это твёрдое знание, что Господь и только Он может простить то зло, которое ты натворил в своей жизни. Прощать себя – просто смешно. Представьте себе, кто-то кого-то ударил и говорит: «Ну, ничего! Ему больно, конечно, но я себя прощаю, что ж на себя гневаться!» Так, что ли?

Конечно, если обидел человека, надо у него прощения попросить. Христос говорит: «…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24).

Но любой грех – преступление перед Богом, значит, ты должен и у Него прощения просить, ВЕРУЯ, что Господь готов тебя простить. От всей души, без всякого снисхождения к себе надо покаяться. Если знаешь, что Бог желает твоего спасения и обязательно дарует прощение, не возникнет никакого комплекса неполноценности.

– Почему?

– Потому что покаяние возвышает человека, а грех его унижает. Господь наш – Безгрешный и Всесовершенный, а потому, смиряясь перед Ним, избавляясь от греха, ты растёшь как личность, приближаешься к совершенству. Без смирения нет благородства. Цель покаяния: приближение к тому идеалу, который Господь в каждого из нас вложил – к святости!

33_2014_4_neriungri-passiia

Если я спрошу у Вашей подруги: «Какова Ваша самооценка?» – она, наверное, скажет: «Я плохая!» или даже: «Очень плохая!» Этот ответ типичен (примерно 90% так говорят), но совершенно неправилен. Абсолютно! За подобный ответ и оценка типичная – кол с минусом!

Каждый человек, без исключения, – Божие творение, по образу и подобию Его созданное. Каждый носит в себе бесконечно прекрасный образ Бога. Иногда ты чувствуешь его в другом, и это – нечто потрясающее! Бывает, чужая душа перед тобой раскрывается – и просто слов не находишь, останавливаешься и замолкаешь в изумлении… Человек – вершина, венец творения Божия.

Что же получается: Господь над всеми хорошо потрудился, а над тобой плохо? Нет! И над тобой хорошо. Поэтому и ты хороший человек. Только грешный… А если ты – хороший человек, то скажи, пожалуйста, почему такой грешный? Трудись над чистотой своей души не покладая рук ведь возможность твоего духовного роста не ограничена! Грехи – это шелуха! Кайся, освобождайся от них, становись собой! Господь тебе всё для этого дал: и Церковь, и таинства, и молитву, и милость Свою, и совесть, и здравый смысл – всё, что нужно для покаяния.

Вы говорите «Господь всё дал… Церковь…» А одна моя студентка сказала: «Я верю в Бога, но не в Церковь»…

– Это очень характерно. Верующих в Бога без Церкви гораздо больше, чем тех, кто не мыслит без неё своего спасения. Потому что просто веровать в бытие Божие совсем нетрудно.

Мы поём «Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию». Бог пришёл на землю и излил кровь Свою, чтобы создать Церковь! А ты её отвергаешь?!

Церковь – сверхъестественный дар Божий, который мы оценить не можем. Не случайно апостол Павел назвал её Телом Христовым. Как это так? Разве Церковь – это кирпичи, из которых построены храмы? Нет. Люди, которые в храм ходят? Отчасти да. Но мы же грешные! Это и есть поразительное чудо: и камешки обыкновенные, и люди грешные, а собранные во Имя Божие, они составляют святую Церковь. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20).

 

Дунь и плюнь на «тангалашку»

Но масса людей считает, что можно каяться перед Богом без посредников. Зачем исповедь?

– Человек – существо субъективное и быть объективным по отношению к себе не может. А лукавый – гроссмейстер! Фантастика, насколько он тонкий психолог. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» очень хорошо это показано: и всё-то он знает, и всё предусматривает, и всех вокруг пальца обводит как нечего делать. Но при всей своей силе дьявол далеко не всесилен. Всемогущ только один Господь. И перед бесконечным Богом что ноль – ноль, что единица – ноль, что миллион – ноль. Если ты со Христом, то тебе наплевать, кто перед тобой: дунь и плюнь. Паисий Святогорец называл беса пренебрежительно «тангалашка». Но это исключительно опасный дух. Он терпеливый, в вечности живёт, торопиться ему некуда, спать не надо, обедать тоже, он всегда при делах.

33_2014_4_roditel-skaia-subbota

Бог ведает наши немощи и посылает нам Ангела хранителя: ты спишь, а он охраняет тебя, оберегает. «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…» (Пс 90). Когда с Господом, мы непреоборимы. Но если человек удовлетворяется тем, что сам перед Богом покаялся, как правило, он себя обманывает.

– А на исповеди нельзя обмануться?

– Можно. Можно, например, каяться в чужих грехах. Или искать оправдания своим: мол, я сделал это потому-то. Господь ведает, что и почему ты натворил, и все смягчающие обстоятельства принимает во внимание. Но я многократно замечал, что во время Таинства исповеди человек подчас говорит то, чего не собирался, или так выражает свои мысли, как и не думал. Господь Сам его умудряет, чтобы он назвал корни своих грехов. Сам кающийся может этого даже не заметить, священнику остаётся лишь указать: всё уже сказано.

Конечно, бывает искреннее покаяние вне Таинства. Мария Египетская каялась один раз в жизни перед священником. Но это редкость. Можно ведь обойтись и без больницы – заниматься самолечением. Иногда получается совсем неплохо. Но если из этого делать обобщающий вывод, тебя похоронят гораздо раньше, чем хотелось бы.

Богу угодно, чтобы мы спасали друг друга с обоюдной помощью. Когда человек исповедуется перед Господом в присутствии священника, тому со стороны, действительно, может быть что-то видно. Как сказано в молитве перед исповедью: «Аз же точию свидетель есмь…» Духовник – только свидетель твоего покаяния и твоей искренности. А поскольку это Таинство, то Господь что-то открывает священнику.

Исповедь – разговор двух людей в присутствии Третьего. Главный здесь Бог, который спасает кающегося грешника. Господь даёт чувствовать священнику: искренне говорит человек или нет. Очень часто я останавливаю: «Тут ты врёшь» (по-славянски «врать» – значит, говорить необдуманно, несерьёзно), тогда христианин начинает каяться, не прячась за обстоятельства. Тебя могут подтолкнуть к нарушению заповеди? Сколько угодно. Грех – даже невольный, нежеланный, спровоцированный – всё равно грех, и сделал его ты, хотя и против воли. Вот мы и молимся о прощении грехов вольных и невольных, ведомых и неведомых.

 

Дар Божий из пальца не высосать

Но какой смысл в раскаянии, если человек всё равно не может от страстей отделаться? Многие же рассуждают: «Бесполезно. Я знаю себя, свои слабости! Я такой, какой есть. Куда ж деваться?»

33_2014_4_velikii-kanon

– Учиться покаянию! Каяться очень трудно, несомненно. А сказать: «Я плохой, и всё…» – легко. Это оправдание собственной лени, ложь, самообман, лукавство: «Не надо каяться, зачем? Я же всё равно лучше не становлюсь. Ничего не получается, значит, и стараться нечего». Сказал? Вот лукавый тебя и поймал!

Господь тебе говорит: «Кайся!», а ты Его не слушаешь? «Я не верю…» – так это другой разговор! Ты не в себя не веришь, получается, а в Бога! Надо сказать: «Господи, прости меня, дурака, грешного! Научи каяться!»

Покаяние – дар Божий. Видеть грехи – дар Божий. Молитва – дар Божий. Всё это – благодатные дары Божии, их нельзя из пальца высосать, а надо просить, вымаливать! Хочешь получить? Господь даст обязательно! Но только пойми: Бог даёт прощение, а не ты сам себя прощаешь, и даже не священник, который, произнося разрешительную молитву, лишь свидетельствует о том, что происходит на Небе, о милости Божией. Надо помнить: ты пришёл каяться не к нему, а к Господу, и если делаешь это от души, Он прощает.

Если я попрошу у тебя кусочек хлеба, наверняка, ты мне не откажешь. Но если мы, люди, такие грешные, способны на это, то Господь ещё быстрее даст насущное! Но как часто Он нам протягивает Свои дары, а мы отворачиваемся и смотрим в другую сторону! Что ты не смотришь-то? Просила Его научить тебя покаянию? Вот и кайся, и считай, что результат у тебя в кармане. Приложи усилие, и увидишь, что дело пойдёт. Может, через пять минут покаянное чувство потеряешь, снова попроси: «Господи, опять не смогла! Дай мне покаяние!»

Так может, мы не хотим того, о чём просим? То есть просим о том, чего не хотим?

– Вот именно! Старец Таврион говорил: «Мы расстраиваемся, ноем, что у нас ничего не получается, что мы молиться не умеем, каяться не способны… Это всё чепуха! Ведает Господь желание сердца твоего прежде прошения. Просто не хочешь ты того, чего просишь!»

Поэтому повторяй: «Господи, не умею я каяться. Научи!» И каждые пять минут, а лучше каждую минуту об этом проси. Сам святой Ефрем Сирин молил: «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Какие там у него грехи? Нам, грешным, это даже непонятно, но он взывал! А мы не хотим.

 

Просите не луны с неба

Зачем человеку каяться?

– Если не будешь каяться, то одно из двух: или ты начнёшь сам себя пожирать, или отпустишь все тормоза и моментально окажешься в такой мутно-зловонной жиже, что неизвестно, выберешься из неё или нет. Оказаться в смрадной яме – это ужасно, лучше и не пробовать. Как потом отмываться от этой вони и грязи – непонятно. Покаяние открывает другой путь – к совершенству, которое в святости. Цель христианина – приближение к тому идеалу, который Господь в тебя вложил. Бог, создав человека как личность, не поглощает её Собой, не подчиняет Себе, а развивает, раскрывает то лучшее, что в ней есть, наполняет Своей благодатью.

Но если покаяние произошло, человек исповедовал искренне свои грехи, почему он их повторяет?

– Есть грех к смерти, есть не к смерти, говорит апостол любви Иоанн Богослов. Мы грешим постоянно: посмотрел не так, подумал не так, сказал не так. Эти повседневные прегрешения не выводят нас за ограду Церкви. А вот смертный грех повторять нельзя: «Вчера целый день никого не убивал, не воровал и даже не блудил!» – это не разговор. Тебе самому решать – или ты действительно хочешь побороть страсть, или же, как в песенке поётся: «Сегодня бросил я курить, не пил с обеда я совсем…»

33_2014_4_vitim-leeturgiia

Если решился всерьёз бросить пить, блудить, тогда паши, как папа Карло. В противном случае ты обманываешь сам себя и просто играешь в очень опасные игрушки. «Сколько верёвочке ни виться, а концу быть». «Вот в конце и покаемся», – так мы надеемся. Но ведь каяться-то трудно. Вдруг в последний момент не хватит на это сил, и ты так и умрёшь со смертными грехами на совести?

Одна наша прихожанка допилась до белой горячки, и нечистая сила стала ей являться ярко и очень страшно. Женщина эта работала на производстве, а там разврат, безобразие, пьянка – обычное дело. Всю жизнь выпивала, с молодости, вышла на пенсию и тоже продолжала пить. Она пришла в церковь, уверовала во Христа и боролась несколько лет – падала, вставала, но билась с грехом, как Мария Египетская. И победила. Это – чудо, ведь женский алкоголизм не лечится… Видя такую веру и решимость, Господь её спас, хотя она и срывалась несколько раз. Когда не получается, Бог и Церковь такого человека не бросают. Ему сочувствуют, но предупреждают: любой рецидив лечится труднее, поэтому надо действовать решительно.

Покаяние по-гречески – изменение ума. Если человек старается, Господь его к Себе приведёт. Бог всех привлекает, но не насильно. Он предельно деликатен. Конечно, Бог бесконечен, всесилен, но не применяет Своё всемогущество, а бережно относится к личности человека.

Каяться трудно…

– Да, для того, чтобы каяться, нужно мужество, нужен здравый смысл, духовное зрение: «Господи, открой мои очи мысленные!» Все нужные нам прошения включены в утреннее и вечернее правила. Просто мы читаем молитвы механически, не вникая в их глубокий смысл.

– Вы говорите, что духовная жизнь требует мужества. А если его нет?

– Проси: «Господи, дай мужество!»

Получается, что христианин – это какой-то попрошайка: всё время просит и просит…

– Да… Но не как попрошайка просит, а как свободная личность, осознанно направляющая свою волю на то, что угодно Богу. Личность, которая добровольно преодолевает свои греховные стремления. Ведь Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7, 7). Конечно, не луны с неба надо просить, а того, что способствует спасению души. Ведь именно в этом и есть воля Божия: «Господь всем человекам желает спастись и в познание истины придти».

Дай Бог всем нам достичь познания истины и наследовать Царствие Небесное!

 

Ирина ДМИТРИЕВА

14 комментариев

  1. Как же настоятели напоминают мне российских учителей, тот же обвинительно- поучительный тон! И вроде, умом понимаешь, что говорят правильные вещи, а сердце не лежит к интонации…

    • Наталья, простите, но я совсем с Вами не соглашусь! Где же тут обвинения и поучения? Отец Александр, наоборот, предостерегает нас от неправильных обличений, он говорит: вы не плохие, вы хорошие!!! И все ответы его — из своего личного покаянного опыта, ну и пастырского, конечно, тоже. Мне думается, если Вы пройдете по пути покаяния какой-то свой путь и перечитаете это интервью через какое-то время, то услышите совсем иную интонацию. Дружескую, отеческую. Очень Вам этого желаю.

  2. Один святой говорил, что первым признаком начала выздоровления души является видение грехов своих,как песок морской. Ведь если не видишь и не осознаешь свои грехи, то и каяться не получиться.

    • Это так, Юлия! Но всё приходит с опытом. Духовная жизнь только по-началу кажется лёгкой. Наука из наук! Учиться покаянию придется всю жизнь, если наша цель — Царствие Небесное!

  3. Я думаю, что Наталия не имела ввиду отца Александра Ильяшенко. Исповедь принимают разные священники. Кто-то с любовью и даже огорчением за наши грехи, а кто-то по разным причинам может и такой нравоучительный тон применить. Что делать… Все мы люди. Я стараюсь ходить к тем батюшка, которые ко мне относятся с любовью. Это не в том смысле, что постоянно утешает и по головке гладят, такое искреннее отношение ведь каждый человек чувствует сам. Дай Бог Вам, Наталия, обрести внимательного и чувствующего Вас священника!

  4. Я думаю, что Наталия не имела ввиду отца Александра Ильяшенко. Исповедь принимают разные священники. Кто-то с любовью и даже огорчением за наши грехи, а кто-то по разным причинам может и такой нравоучительный тон применить. Что делать… Все мы люди. Я стараюсь ходить к тем батюшкам, которые ко мне относятся с любовью. Это не в том смысле, что постоянно утешают и по головке гладят, такое искреннее отношение ведь каждый человек
    чувствует сам. Дай Бог Вам, Наталия, обрести внимательного и чувствующего Вас священника!

    • Возможно, я неправильно Наталью поняла. Тогда мы думаем одинаково и с ней, и с Вами, Елена)

  5. Спасибо за статью, дарует «второе дыхание». Читается на одном дыхании.

    • Спасибо за отклик! У меня, кажется уже четвертое — столько раз читала)

    • В христианстве не бывает поздно. Все поправимо. Ведь Господь может сделать бывшее небывшим, если человек искренне покается!

  6. Рожденные во грехе овцы — это всегда обеспеченные заработком попы. Даже в самой захолустной деревушке поп всегда при хорошем доме, машине и едой не обделен! Количество грешников равнопропорционально достатку попа! И это самое безобидное следствие любой религии…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *