Не надо бояться быть белой вороной

33_2014_9_m
Авторы:


Анти-стресс, Самое главное
Темы: , , , , , , .

Взаимоотношения детей с окружающими, влияние современной масс-культуры на подростков, выбор будущей профессии, лидерство и успешность, контроль и попустительство – на эти и другие важные для детей и их родителей темы мы поговорили с известным в России православным психологом Татьяной ШИШОВОЙ. Фрагменты этой беседы представляем сегодня вашему вниманию.

 

Дурное влияние,
или
Береги честь с детского садика

Почему, Татьяна Львовна, даже в одной семье случается, что один ребёнок, оказавшись не в самом благополучном окружении, остаётся «чистым», а другой не только впитывает всё, как губка, но и становится заводилой-плохишом? Когда и как нужно начинать учить детей стойкости, умению не поддаваться дурному влиянию и отстаивать правильную позицию?

– К сожалению, сегодня всё чаще родители предпочитают «плыть по течению» там, где надо проявлять принципиальность. Даже в мелочах. Возьмите тот же выбор игрушек, книг и фильмов, которые часто не только не полезны, но и способны развратить маленького ребёнка. Да, он не будет курить в пятилетнем возрасте, но уже с младенческих лет начнёт подражать героям, которые находятся в русле подобного поведения. Такие дети в будущем часто отличаются хулиганским, демонстративным поведением. А между тем они ведь не сами покупают такие вещи. Взрослые же приобретают их потому, что так делают все, как им кажется. Вот и прививается едва ли не с пелёнок конформизм, склонность к отрицательному поведению, но главное – слабоволие.

33_2014_9_zharkoe-leto-iakutska-fotograf-teterin-danil-sergeevich

А если это уже тинейджер, который не видит ничего зазорного в том, чтобы, к примеру, покурить за компанию? Время безнадёжно упущено?

– Вовсе нет. Родителям нужно очень внимательно воспитывать подростков: стараться оберегать от дурного влияния, прививать необходимые моральные качества, серьёзно относиться к той масс-культуре, которой его «напитывают». Делать это нужно гораздо твёрже и принципиальнее, чем, скажем, полвека назад.

Почему?

– Раньше общество само способствовало воспитанию нормальных людей. Было время, когда культивировалась сильная воля, и люди её в себе выковывали. Мужчины и подростки стремились к героическому, благородному поведению. Порядочность, честь, достоинство – качества, требующие силы воли, – были в почёте. А что сегодня? Культ удовольствия, беззаботности, лёгкости и бездумного образа жизни. То, что современные подростки принимают за силу духа – умение добиться чего хочешь, на самом деле является своеволием. А если нет привычки к самоограничению, стремления к добру, то добиваются они, в лучшем случае, не особо хорошего, а учитывая пропаганду разнузданного образа жизни, порой и вовсе плохого. Общество сегодня способствует воспитанию моральных уродов.

Значит, не надо бояться воспитывать белых ворон?

– Лет двадцать назад так называли людей с психологическими, а то и с психическими отклонениями. Сегодня этот термин, к сожалению, употребляется совсем в другом смысле. Но бояться быть хорошим человеком не надо. Раз люди добродетельные чувствуют себя в обществе белыми воронами, значит, это общество глубоко больно и деградирует. А за деградацией наступает черёд распада и смерти. Если мы этого не хотим себе и своим детям, то должны принимать усилия к оздоровлению.

«Серьёзно относиться к масс-культуре подростков». Это как? Что Вы имеете в виду?

– Работая с маленькими детьми (Татьяна Шишова совместно с Ириной Медведевой являются авторами программы психологической коррекции через кукольный театр – прим. авт.), я пришла к выводу, что, как бы ни был психически искалечен маленький ребёнок, какой-то глубокой порчи в нём нет. В любых детях всегда много наивности, чистоты и тяги к добру – им всем хочется быть хорошими, даже тем, которые ведут себя плохо.

Много лет я пыталась понять, как же из этих малышей так быстро (за каких-то пару лет) появляются искажённые и развращённые подростки? И обратила внимание, что книг для детей – старых, добрых, в том числе советского периода и известных писателей – огромный выбор. Большинство родителей воспитывает ребятишек всё-таки на них, а не на комиксах или иностранных примитивных рассказах-сказках. А вот на полках, предназначенных для подростков, книжек из прошлой жизни почти нет, зато от яркого и красочного фэнтэзи разбегаются глаза!

33_2014_9_yak-muzh-mon_o-nikon

А оно к тому же большей частью, наверняка, по сюжетам компьютерных игр!

– Полученные в нежном возрасте впечатления от прочтения литературы, сюжеты и персонажи которой не находят прямого соответствия в действительности, не бывают бесследными. А если читать только это, происходит серьёзная и быстрая деформация личности.

Но при этом в школе вместо рекомендуемой литературы на лето порой советуют читать… «хоть что-нибудь»!

– У ребёнка в подростковый период формируются собственные взгляды на мир, на себя, на окружающих, на взаимоотношения между людьми. Безусловно, он не сам их изобретает – мировоззрение складывается под влиянием того, что больше всего впечатляет. А если к литературе добавить подобного же плана современную взрослую кинопродукцию и компьютерные игры – вот вам и мощнейшая обработка сознания как раз в период, когда личность только формируется, выходит из-под влияния родителей, учится быть самостоятельной.

– И какие же тогда перспективы?

– Люди, погружённые в современную масс-культуру, застревают в ней, не взрослеют по-настоящему. Это одна из причин прогрессирующего инфантилизма. Такая личность очень неустойчива, слабовольна, подвержена влиянию – продукт для потребительского общества: человек без высоких идеалов, без самостоятельных суждений, считающий, что он сам лучше всех всё знает, а на самом деле подверженный внушениям, но только тем, которые исходят из авторитетной для него группы, и тяготеющий к смене впечатлений, «безбашенному» образу жизни, быстрой наживе, беспринципности, ставящий своё «я» превыше всего.

И если человек предназначен Богом быть прежде всего творцом в какой-то области, то что может создать индивид, не стремящийся к высоким идеалам и не имеющий нормальных, здоровых представлений о реальной жизни и обществе?

33_2014_9_2

Получается, что родители упускают своих детей чаще всего именно в этот, отроческий, период?

– Даже те, кто раньше внимательно воспитывал своего ребёнка, на подростковом этапе просто выдыхаются, устают и, главное, недооценивают опасности, которые подстерегают детей в самый сложный период их развития. Многим кажется, что подростки уже взрослые и сами всё понимают, другие надеются на школу, хотя она давно не занимается воспитанием. А между тем, сдав позиции на этом этапе, родителям сложнее бывает потом что-то изменить.

 

Лидеры поневоле,
или
Контузия от взрыва родительского энтузиазма

Надо ли воспитывать в ребёнке лидера? Сейчас сплошь и рядом призывают: «будь первым», «стань успешным». Возможно ли этому научить, и как это сделать правильно?

– Для начала – две распространённые ошибки на сей счёт. Во-первых, родители часто хотят «выковать» лидера именно потому, что это сейчас пропагандируется. Но если «благие намерения» не сообразуются с характером ребёнка, подобные попытки могут серьёзно навредить.

Во-вторых, взрослые обычно неправильно трактуют само понятие лидерства. Быть лидером не значит быть во всём успешным. Лидировать – значит уметь организовать людей, встать во главе коллектива, но не для того, чтобы все смотрели и восхищались (наоборот, нужно быть готовым к тому, что некоторые сверстники станут завидовать и враждовать, чужие родители недолюбливать), а для того, чтобы взять на себя больше ответственности, заботы о других.

Таким образом, чтобы воспитать в ребёнке лидерские качества, не обязательно обучать его чтению с четырёх лет, зато важно учить помогать людям, развивать альтруизм, устойчивость к дурным влияниям, стремление тактично, никого не унижая, подавать хороший пример, заряжать окружающих добрыми импульсами, которые обязательно должны исходить от самого ребёнка, а не так, что он только поучает, а сам не делает.

Получается, лидер – вовсе не тот, кто хорошо учится, у кого всё везде лучше всех и очень много призов?

Это детское представление. Родители должны понимать, что на самом деле ребёнок-лидер всегда рискует больше других. Недетская ответственность предполагает и соответствующую нагрузку.

33_2014_9_aina-dmitrieva

Как же тут не ошибиться?

– Ведомый или самостоятельный ребёнок, одиночка или компанейский – это очень рано в детях видно. Задача родителей – объективно, без амбиций оценить его и постараться увидеть плюсы, которые можно возвысить до уровня достоинств, и минусы, чтобы, по возможности, поменять вектор. Главное, понять ресурс ребёнка.

– А если в семье лидерским характером обладает, к примеру, не сын, а дочь? Не противоречит ли это православному взгляду на место женщины в семье, обществе?

– Лидерский характер, если он есть, никуда не денется – дело в базовых установках, которые девочка получает на протяжении периода своего формирования. И здесь очень важно, чтобы её родители мечтали о том, что у дочери будет семья, дети. Очень трудно бывает тем, кто с детства усваивает: главное – учиться, многого добиться, хорошо зарабатывать и сделать карьеру. Когда такая женщина выходит замуж – а как правило, представительницы прекрасного пола всё-таки хотят иметь семью – ей очень сложно перестроиться.

С другой стороны, это не значит, что девочка должна плохо учиться и ничем не интересоваться. Чтобы воспитывать детей, нужно немало знать. Воспитание – это же не только накормить и вытереть ротик. Если женщина действительно человек большой энергии (качество, необходимое для лидера), то она сможет осуществить и семейные свои обязанности и ещё что-то другое.

Разве возможно быть во всём успешным?

– Вопрос в том, что ставить во главу угла. В современной жизни мы часто видим, что карьера, заработки, самореализация бывают в ущерб самым близким – детям. Зато, когда проходит период максимальных амбиций (если несостоявшийся человек пытается доказать себе и другим, на что он способен), женщина с болью обнаруживает, что её дети упущены. Многие жалеют, что в своё время неправильно расставили приоритеты, а вернуть что-либо трудно. Вот и получается, что достижения, которых они добились, уже не радуют, а боль за детей остаётся. Ведь любовь к ребёнку – самое глубокое, Богом заложенное чувство.

При правильной ориентации Господь придаёт силы и на всё остальное. Это хорошо видно в жизни: человек, казалось бы, больной и слабый, но идёт в верном направлении и совершенно удивительным образом черпает силы и делает столько, сколько не успевает здоровый и сильный.

Психологические курсы типа «Стань лидером!» могут быть полезными?

– Это калька, взятая с Запада. В лучшем случае она мало применима к нашей реальности и национальному характеру, а чаще, к сожалению, под этим скрываются и вовсе оккультные технологии. Сейчас немало сект маскируются под психологические сообщества или терапевтические школы. Поэтому к подобным тренингам нужно относиться очень осторожно. Направленные на личностный рост, достижение успеха, они на самом деле могут быть не только бессмысленными, но и вредными.

Например?

– Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда люди кончали самоубийством или совершенно расшатывалась их и без того не самая крепкая психика. А не так давно я общалась с женщиной, муж которой страдал от… застенчивости! Сейчас же в ходу наглость, которую путают с раскованностью, вот и ему хотелось стать таким. Пошёл на тренинг, где использовались способы, ломающие человеческий стыд и принятые в культурном обществе нормы, под видом приобретения своего истинного я. Результат – застенчивость прошла, сменившись откровенным бесстыдством: внушили человеку, что стесняться подойти к другой женщине – ненормально. Изменять жене он начал направо и налево. Брак, естественно, распался.

33_2014_9_neriungri-kazanskii-akafist-p-sergiiu

Может, лучше такие курсы обходить стороной, не раздумывая?

– Надо понимать, что психология всегда работает с ценностями. А они, хотим мы этого или нет, имеют религиозную подоплёку. Поскольку мы все – и верующие, и неверующие – живём в ареале православной культуры, то такой у нас и национальный архетип. Даже в языке зашифрованы многие культурные смыслы, посылы: как жить, как относиться к тому или иному явлению. Поэтому важно понять (и это касается не только православных): если мы пытаемся надеть «платье» другой культурной традиции, то оно может оказаться «не по фигуре».

Сейчас коллеги уже по-другому ставят вопрос: что можно взять из западной психологии без ущерба для нашего восприятия. У нас есть святоотеческая традиция. В своё время, интересуясь различными психологическими методиками, я была поражена, насколько глубоко и систематизированно описывались люди в попавшейся мне тогда дореволюционной пастырской книге. Западные методики отдыхают перед этим кладезем жизненной мудрости. Сейчас многие даже заканчивают богословские курсы, чтобы понять, как работать с людьми, разговаривать с ними…

Клиническая жизнь,
или
О самостоятельности и вреде «купания в заражённом пруду»

– Как-то в родительском кругу мы спорили о том, надо ли отпускать подростков на ночные сеансы в кинотеатр или компьютерные клубы, если они очень настаивают. Одни утверждали, что если фильмы нормальные, то можно и уступить – им в этом мире жить. Другие считали подобное недопустимым. Какова Ваша точка зрения?

– Между контролем и попустительством люфт всё-таки есть. Но я вообще плохо понимаю, почему в православной среде обсуждается вопрос ночных клубов. Или не знают христиане, что там творится? Для ребёнка, который ещё находится под опекой родителей, это не место для развлечений.

33_2014_9_6

– А кинотеатр?

– Если мы думаем о здоровье ребёнка, то ночью он должен спать, а не сидеть в кино. Мне кажется, это вопрос не дискуссионный в принципе.

Не получится ли так, что, запрещая и тотально контролируя, мы к совершеннолетию получим обратный результат? Вырвется на свободу и пустится на радостях во все тяжкие…

– Если так рассуждать, то у нас может возникнуть вопрос, надо ли пускать ребёнка в публичный дом? Конечно, если бездумно контролировать его каждые две минуты, ничего хорошего не будет. Контроль с годами должен ослабевать, и здесь всё зависит от особенностей ребёнка. Но даже понимая, что вожжи до какого-то возраста совсем отпускать нельзя, нужно стараться разными способами развивать у подростка ответственность, учить его распределять своё время, ставить перед собой взрослые и созидательные задачи, а не только делать то, что привлекает сию минуту.

С какого возраста детям уже можно куда-то ходить без родителей?

– Сейчас – лет с десяти-одиннадцати. Раньше отпускали с пяти. Ещё до школы ребёнок получал самостоятельность, и это было хорошо. Сегодняшняя ситуация больше напоминает купание в заражённом пруду, где много вредных бактерий, и мы обсуждаем, какой костюм надеть, чтобы не заразиться. А надо говорить о том, как оздоровить пруд. В сегодняшних условиях обезопасить себя до высокой степени нельзя. Возможно, у вас в Якутии эти процессы запаздывают.

Однако же как ни откроешь газету – то недетская агрессия, то издевательства одноклассников…

33_2014_9_5

– В Москве сегодня многие не хотят отдавать своих детей в школу. Даже в платную. Причина – плохая моральная обстановка, школа стала опасным местом для ребёнка. Всё более популярным становится семейное домашнее обучение, хотя у нас оно пока находится в зачаточном состоянии. Такова тенденция культурных, не обязательно православных семей.

Не самых бедных, видимо…

– Безусловно. Но они быстрее других понимают какие-то вещи.

Возможно ли вообще «оздоровить пруд»?

– Сейчас в каких-то регионах стали вводить штрафы за мат. Мы представить не могли, что в школе ученик посмеет материть учителя, а тот в ответ будет улыбаться. Почему это произошло? Потому что взрослые попустили. Учителя согласились, что они не имеют никаких прав. Министерство стало внедрять в жизнь инструкции, согласно которым педагоги не могут воздействовать на детей. Как бы ученик себя ни вёл, его нельзя даже выгнать из класса, потому что он, видите ли, пойдёт и повесится. Может, в таком состоянии ему лучше не учиться, а лечиться в психиатрической больнице? Мы сами даём зелёный свет всяким безобразиям.

 

Выбор пути,
или
Светлое будущее не светит, если…

Выбор пути на пороге взрослой жизни. Ошибки неизбежны?

– Я бы посоветовала родителям (не тогда, когда нужно уже завтра решать, куда подавать документы) развивать в детях разные интересы. Современная масс-культура очень резко сужает, примитивизирует круг увлечений, и дети, погружённые в неё, часто перестают чем-либо интересоваться, кроме телевизора и компьютера.

Кругозор диаметром с кепку.

– Это очень большое упущение родителей. Много веков лучшие люди – самые умные и одарённые – создавали мировую культуру. Те же, кто считает это неважным, полагая, что главное – сделать ребёнка счастливым (а счастлив он, играя в компьютер), фактически лишают его развития, то есть самого важного для выбора жизненного пути. Многие, в лучшем случае, знают только школьную программу. Неудивительно, что к тому возрасту, когда уже пора выбрать профессию, вуз, детей ничего не интересует, они даже над этим не задумываются.

33_2014_9_neriungri-sportivny-e-igry-flesh-mob

Тогда это «интересует» их родителей.

– Те, кто поступает по совету, а не потому, что им нужно и интересно, часто разочаровываются, и если не бросают, а всё-таки заканчивают учёбу, то маются с нелюбимым делом, пытаются как-то себя веселить. А как это сделать, если нет культурного вектора? Компьютер, водка, пиво, наркотики, блуд – есть разные способы, как правило, небезобидные.

– Значит, озадачиваться надо даже в средних классах?

– Уже начиная со второго-третьего класса у ребёнка должны появляться какие-то интересы. Если их нет, нужно приложить больше усилий, чтобы заинтересовать его.

Как? Отдали, к примеру, в музыкальную школу – ходить не хочет. Заставлять?

– Понимаете, если чадо вообще желает лишь сидеть перед телевизором, компьютером – это одно. Так дело оставлять нельзя. А если он не хочет заниматься только чем-то определённым – тогда, конечно, не нужно его насиловать. Не хочет ребёнок заканчивать музыкальную школу, а вы не планируете делать из него пианиста, не надо настаивать.

Но есть же много кружков, которые направлены на то, чтобы развить в ребёнке какие-то задатки, расширить кругозор. Нужно стараться подобрать что-то для него подходящее, дать ему попробовать одно-другое. Главное – пробудить интерес. Кому-то нравятся животные, кому-то – история или общение с людьми, потом это поможет в выборе профессии. А человеку важно, чтобы работа ему нравилась, потому что она занимает значительную часть его жизни.

Светлана ПАВЛОВА

4 комментария

  1. Как точно сказано: «Любовь к ребёнку – самое глубокое, Богом заложенное чувство.» Страшно упустить, неверно направить ребенка. Такие крайности: инфантилизм и лидерство поневоле, неумение правильно расставить приоритеты. Как все сложно! И вопросов появляется все больше. Но очень верные замечания. Наверное, главное любить ребенка, поддерживать и направлять, давая возможность выбирать. А самое главное — личный пример.
    Больше таких интервью.

  2. Спасибо, Татьяна! Мы постараемся обращаться к этой сложной теме.

  3. Интервью из разряда не устаревающих. Все это продолжает твориться, причем с каждым годом лишь набирает обороты. Причем, психолог четко говорит, почему: «Мы представить не могли, что в школе ученик посмеет материть учителя, а тот в ответ будет улыбаться. Почему это произошло? Потому что взрослые попустили. Учителя согласились, что они не имеют никаких прав. Министерство стало внедрять в жизнь инструкции, согласно которым педагоги не могут воздействовать на детей. Как бы ученик себя ни вёл, его нельзя даже выгнать из класса, потому что он, видите ли, пойдёт и повесится. Может, в таком состоянии ему лучше не учиться, а лечиться в психиатрической больнице? Мы сами даём зелёный свет всяким безобразиям.»
    Воспитательная компонента в школах утрачена напрочь. В итоге выросло целое поколение дебилов, которое уже сами становятся родителями. Что будет дальше? страшно…

  4. Спасибо, Елена! Особенно за подтверждение мысли: наши тексты не устарели, они актуальны и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *